Реальное и кажущееся
квартира общей площадью 78,5 м2 Олег Кисиль, Владислав Цветков, Людмила Федорова
в галерею
Мы постепенно привыкаем к тому, что гостевая область современной квартиры часто выполняется в виде помещения со свободной планировкой, включающего и кухню, и обеденную зону, и место для отдыха.
В данном же случае удачно выбранное решение позволило преобразовать всю примыкающую к входной двери часть квартиры. Вместо кухни и комнаты-гостиной, сообщающихся, по бытующей схеме, через узкий коридор, вошедший попадает сначала в небольшой холл, который плавно (дверь заменена двухметровым проемом без всяких створок) перетекает в просторную и многофункциональную жилую часть - living area.
Кухня соединена с гостиной непосредственно, они образуют единое целое.
Планировка квартиры становится более четкой, более продуманной, можно сказать - более функциональной. Две комнаты в дальнем конце холла первоначально замысливались как кабинет и спальня. От кабинета пришлось отказаться с рождением ребенка - теперь там детская. И все же в основе замысел архитектора воплощен в жизнь: три помещения, каждое из которых подчинено своей жизненной задаче, скомпонованы в изящную и практичную систему.
Все так, возразит внимательный читатель. Но разве это делает интерьер непохожим на остальные? Нет, перепланировка в данном случае лишь расчищает место для творчества.
Современное жилье собирается из типовых, пригнанных друг к другу деталей. Можно идти по пути наименьшего сопротивления, заполняя пространство множеством уникальных декоративных деталей.
А можно попытаться в стандартном увидеть несходное. Если, к примеру, перед нами два одинаковых проема, один из них не помешает подчеркнуть, даже обозначить двумя металлическими колоннами, превратить в своего рода торжественный портал - а другой сделать светлым, сливающимся с фоном стен, и разместить в нем обеденный стол, чтобы никому даже в голову не пришло, что это такой же проем.
Пол, потолок, стены дома с нами всегда. Мы привыкаем к ним, забываем о них.
Но если пол лежит под ногами тремя широкими косыми полосами - в гостевой части мраморными, в детской паркетными, в спальне ковровыми, - нам кажется, что разбитый таким образом на зоны интерьер сам становится частью чего-то большего. Тут уж невольно лишний раз подумаешь, какая, в сущности, условная и комичная штука - жизнь в помещении. Жизнь внутри.
А если пол уголком "взбирается" на стену, возникает чувство ложной перспективы. Границы раздвигаются, заставляя забыть о том, что перед нами слегка усовершенствованная, но все же стандартная планировка. Многократно усиливают этот эффект зеркала: зеркальные шкафы в коридоре, покрытые зеркальной плиткой часть стены в гостиной и в спальне... Интерьер как бы перекрывается внахлест отражениями самого себя. Говорят, у хозяйки нет проблем уследить за передвижениями не в меру самостоятельной дочки - она постоянно на виду.
Другое дело, что такие приемы, вполне уместные в общественных помещениях, дома могут показаться утомительными. Но это уж явно - дело вкуса, дань укладу жизни и характеру заказчиков.
Симметрично расположенные двери в спальню и детскую кажутся двустворчатой дверью в одно большое помещение. Симметрично расположены и стенные шкафы - прямые углы срезаны под 45° изящной "лесенкой". Как бы подтверждая условность границы между двумя комнатами, в стене, разделяющей их, сделана ниша вроде маленького окошка.
Сквозь непрозрачные цветные стеклоблоки пробивается свет, мелькают тени, границы интерьера расплываются... Пол, как уже говорилось, напротив того, подчеркивает различное назначение комнат (паркет в детской-кабинете сменяется в спальне экзотическим ковровым покрытием со сверхдлинным ворсом). В интимных покоях пол подсвечивается особыми встроенными в стену светильниками, так что потолок вообще растворяется в полумраке.
Современный дизайн стремится к решению двух, казалось бы, несовместимых задач: как можно более функциональный интерьер должен в то же время быть своеобразным, неповторимым. Зеркала, "обманки", ироническое обыгрывание банальных приемов - наше время раздвигает границы стандартов, обнаруживает их условность. В интерьере Олега Кисиля эти границы раздвигаются и в буквальном смысле слова.