Рецепт счастья
частный дом общей площадью 570 м2 Нина Прудникова
Перейти
в галерею
в галерею
"Рабочее" название этого проекта "Восток-Запад" точно отражает его суть. А попытка соединить строгий западный функционализм с легким восточным декором напоминает классический диалог разума и чувства. Рацио приводит определенные резоны, а сфера эмоций дает этим резонам свою, чувственную оценку (и наоборот)... Подобный "внутренний диалог" обнаружил себя еще на этапе обсуждения предпочтений. То есть хозяева этого дома справедливо полагали, что высокий уровень комфорта им способен дать лишь современный, по-европейски функциональный дом. Но - не в стиле минимализм! Их симпатии заранее были отданы романтичному Дальнему Востоку... Нина Прудникова в своем новом проекте помирила две стихии - и ментальную, и географическую, - и причем очень органично. Хотя... среди утонченных художественных намеков на Японию виднеются как бы не совсем политкорректные швеллеры и фермы. Но лишь "как бы", потому что и они на деле оказываются не только и не столько привычно "европейскими" конструкциями: здесь, в условиях этого пространства, они становятся яркими деталями "дальневосточного" декора. Просто по-европейски разумный дом позволил себе толику романтики...
Гостиная
Мягкая, уютная, благородная без помпезности, построенная на нюансах. Архитектор, как обычно, сразу заложила в проект все декоративные вещи, одухотворяющие этот интерьер. Простой формы камин богато отделан яшмой с красивейшей текстурой. Кожаные диваны с гобеленовыми подушками, экзотического вида настольные лампы от Roberto Cavalli, антикварные шкатулки, подносы и емкости для хранения чая... А вот два парных декоративных панно, висящих над диваном, хозяева приобрели для своей гостиной по собственной инициативе. Выполнены панно в смешанной технике: черный лак и перламутровая инкрустация. "Большая удача, когда хозяева понимают логику пространства, прислушиваются к советам специалиста, - говорит архитектор. - Мои заказчики согласились на некоторые мои "рискованные" предложения, но в результате только выиграли. Кое-где я предложила оставить на виду несущие конструкции, как в гостиной, даже подчеркнув швеллер краской. Возьмем цветовые решения. Отсюда, из гостиной, видна лестница белого цвета (почему-то считается, что это непрактично).
А вот стены лестничного "стакана" я сделала темно-коричневыми. Скорее, бывает наоборот: белые стены, темные ступени. Но и здесь мы оказались в плюсе, так как лестница, исполненная именно так, а не иначе, смотрится особенно нарядно. Это важно, потому что она видна из многих точек дома, не только из гостиной. Например, ее можно видеть через застекленную перегородку бассейна.
Крест и анфилада
Главная планировочная тема первого этажа - архаичный крест. От зоны входа попадаешь в холл, находящийся, условно говоря, в центре общественных помещений. Верх "креста" - это зимний сад. Левое крыло - гостиная с каминной, правое - столовая и кухня. Планировочная идея подчеркнута "квадратным" декором потолков и пола, исполненных в любимой гамме архитектора - сочетании бежевого и темно- коричневого. Высота потолков позволила играть гипсокартонными объемами и даже красить фрагменты потолка темно-коричневым, почти черным. "Это придает пространству загадочности, - говорит архитектор, - потолок как бы "проваливается", его словно бы и нет. Дело в том, что мы получили этот объект в "наследство", когда он уже начал строиться. К счастью, удалось вмешаться в этот процесс и что-то исправить, например увеличить высоту потолков. В холле она сейчас примерно 3,5 м". "Квадратам" пола и потолка соответствуют широкие прямоугольные проемы, отделяющие функциональные зоны. Нине Прудниковой удалось реализовать здесь и принцип анфилады, что лишь добавило парадности пространству.
Кабинет
Просьба поэта-философа "опустите, пожалуйста, черные шторы" была услышана и изящно применена в качестве главного цветового акцента в кабинете, находящегося на первом этаже на одной оси с зимним садом. С помощью черных полотнищ, "по-японски" обтянувших трехгранный эркер, архитектор решила сразу несколько задач. Во-первых, создала уютное локальное пространство. (Если зимний сад открыт окружающей среде, а бассейн - лестнице, то кабинет намеренно закрыт. Это помещение - "не для всех".) Во-вторых, создала настроение, располагающее к созерцанию (одним из таких свойств, по мнению психологов, обладает черный цвет). В-третьих, подчеркнула восточную тему (в противовес по-европейски пышным кружевным нарядам окон в ванной и нейтральным жалюзи в других помещениях).
Бассейн
Бассейн, зимний сад и два входа в дом были пристроены архитектором к дому, так сказать, уже в ходе начавшегося строительства по старому проекту. С эстетской точки зрения изюминка этой части дома в том, что с парадной лестницы, которая ведет в гостиную и далее в приватные покои, можно видеть большое (примерно 70 кв. м) открытое пространство бассейна. Его спокойную гладь налитой практически вровень с полом воды. И если звезды шоу-бизнеса, живущие в США, устанавливают равенство воды и пола прямо в гостиной, то Нина Прудникова, пожалуй, осуществила еще более смелый шаг. Ведь бассейн фактически полностью виден с лестницы. "Всяк сюда входящий" может лицезреть единство воды и камня, разделенных ненавязчивой шашечкой.
Дом-реконструкция
Нина Прудникова признается, что она как архитектор была ограничена "жанром" реконструкции. Но в заданных рамках тем не менее смогла осуществить стратегически важные решения. Например, оформить фасады в "японском" стиле, что великолепно сочетается с подмосковными соснами. Удалось соблюсти и принцип разумной открытости-закрытости дома по отношению к среде (например, зимний сад и бассейн - открыты, кабинет - закрыт). Удалось выстроить "оси" первого этажа таким образом, что гостиная просматривается со всех точек. Большой совместной удачей, своей и хозяев, архитектор считает декор дома. И главное, некий "дух дома", ощущение, которое трудно описать словами...
Спальня
Но в этом доме много и традиционного. Например, та же самая лестница, "показавшая" посетителям смело решенный бассейн, уводит наверх, где, как и положено, находятся приватные покои. Здесь все уже очень "спокойно". Спальня хозяев может служить образцом умиротворения, переведенного на язык декора. Лаконичные цвета и естественные материалы, коричневый потолок и пол из выбеленного клена, шкафы, спрятанные в плоскость стен, и простой квадратный абрис кровати... Ничего лишнего. Автор позволила себе одно яркое цветовое пятно - антикварный сундук терракотового цвета в изножье кровати. Общее настроение философского спокойствия и относительно сдержанный декор мы встретим еще в одном помещении этого дома - кабинете хозяина.
"Строгая функция и яркая декоративность - вещи в принципе несовместимые? Мы так не думаем. Наш проект под рабочим названием "Восток-Запад" объединил и то, и другое. А ведь наши заказчики поначалу считали, что современный комфортный интерьер просто обязывает их к существованию в минимализме".