Рене Лалик — человек, превративший стекольное ремесло в искусство
В этом году марке Lalique исполнилось сто тридцать лет. Вспоминаем творческий путь её основателя и идейного вдохновителя— выдающегося мастера ювелирных и стекольных дел Рене Лалика.
в галерею
Исторически такие виды творчества, как ювелирное дело или производство декоративных предметов из стекла, считались скорее ремеслом, чем искусством — этого звания могли быть удостоены лишь произведения так называемых высоких жанров: живописи, скульптуры, архитектуры. Но, как известно, французы (а Рене Лалик был французом до кончиков ногтей) славятся своим умением возвести в категорию haute couture всё что угодно, пусть даже речь идёт о таких «низких» жанрах, как стекольное дело.
Рене Лалик, уроженец местечка Аи–Шампань — родины того самого шампанского, появился на свет не в самое удачное для художника время. Несмотря на стремительное развитие импрессионизма, символизма и прочих новых течений, которые получили признание уже в двадцатом столетии, искусство 60–70‑х годов XIX века в целом изжило само себя, выродилось в индустрию по штамповке поделок в псевдоакадемической манере. Иными словами, высокие жанры искусства служили теперь тому, что прежде было делом ремесленников, — украшательству. Однако именно эта тенденция к «снижению» роли искусства послужила очередному его возрождению (или, точнее, перерождению). Произведения из разряда масс–маркет обрастали всё большим количеством декоративных элементов, различные стили смешивались, подчас рождая самый настоящий хаос, а художники тем временем работали над тем, чтобы из этого хаоса понемногу проступили черты нового лица эпохи — стиля ар–нуво. Среди них был и Рене Лалик. Он стал не просто создателем очередной фабрики, его без преувеличения можно назвать одним из творцов новой эры в искусстве.
Подобно Дюреру, он начинал как подмастерье именитого ювелира Луи Окока, с которым позже (а также с Картье и Бушероном) сотрудничал уже как независимый дизайнер. Но простора для творчества Лалику явно не хватало, и в 1885 году он открыл собственное дело. Его изящные парюры — наборы украшений (от фр. parure — убор, украшение), созданные под влиянием увлечения «заново открытыми» античным и японским стилями, сразу обратили на себя внимание: этот чудак не боялся сочетать драгоценные камни с полудрагоценными, золото и слоновую кость с «второсортными» материалами, такими как, например, стекло.
Изделия из стекла были отдельной страстью Лалика. Выставленные в его бутике на Вандомской площади в Париже, эти изделия привели в восторг самого Франсуа Коти, известнейшего парфюмера «прекрасной эпохи», который предложил Рене сделать эскизы флаконов для его новой коллекции ароматов, то есть, по сути, стать своим соавтором. Флакон Ambre Antique с рельефными изображениями в духе древнегреческой вазописи был сразу признан произведением искусства. Так Лалик, уже успевший сделать себе имя, ювелир, который выполнял заказы самой Сары Бернар и чьи украшения приобретали богатейшие представители французской знати, стал дизайнером парфюмерии. Именно в этот период — первое десятилетие прошлого века — начинается процесс эволюции его оригинального стиля, который изначально формировался в русле ар–нуво, — эволюции, в результате которой Лалик пришёл к более лаконичному ар–деко.
Собственно фабрика LALIQUE открылась в 1911 году, когда Лалик уже распрощался с карьерой ювелира и полностью отдался стекольному делу, сначала в городке Комб-ла-Виль недалеко от Парижа, а затем, после окончания Первой мировой, в Винжен-сюр-Модер на северо–востоке Франции, в Эльзасе, где и по сей день находится единственный в мире завод LALIQUE.
Появились крупные заказы, среди которых внутренняя отделка вагонов поезда Côte d’Azur Pullman Express, обеденный зал роскошного пассажирского лайнера «Нормандия», украшение церкви святого Матфея на острове Джерси.
В тридцатые годы Лалик издал каталог всех своих стеклянных изделий, выпущенных на тот момент (их число составило более 1500 предметов). Сочетание деталей из прозрачного и матового стекла, равномерное и градиентное окрашивание, эмалевые вставки, патинирование, витраж, древнеколумбийская техника «потерянный воск», возрождённая мастерами LALIQUE спустя пять тысяч лет, — всё это стало визитной карточкой марки, а само имя LALIQUE по праву считается синонимом слова «роскошь».
Сейчас компания специализируется на производстве предметов интерьера и аксессуаров для дома, ювелирных изделий, парфюмерии и коллекционных арт–объектов из хрусталя и стекла. Продукция дома LALIQUE обладает единством стиля, простотой и изяществом форм, её отличают высочайшее искусство исполнения и качество, по‑прежнему достойное самых искушённых его ценителей.