Резиденция дипломата
Особняк посольства Ливана на Садовой-Самотечной. История. Изысканность интерьера
в галерею
Хаммер-старший, отец Арманда, представлял собой редкий тип человека, в котором уживались коммунистические идеи, социалистические принципы, пролетарский дух и замашки богача - он имел клинику, сеть аптек и жил на широкую ногу. Молодой, дерзкий и расчетливый Арманд, приехав в 1919 году в Россию, с головой и фантастической выгодой для себя окунулся в водоворот революционных завоеваний, став "придворным" (приближенным к самому Ленину) капиталистом. Он научился гениально обогащаться и блефовать, проворачивая многомиллионные сделки.
Вполне естественно, что за пару лет такой жизни Хаммер заработал не только деньги, но и нервное истощение. Узнав об этом, в Москву примчался его отец, Джулиус Хаммер. Сына отправил в Ялту, а сам тем временем стал срочно обустраивать его московский быт.
Вместительный двухэтажный особняк на Садовой-Самотечной, украшенный аттиком с затейливым полукруглым фронтоном, был куплен без особых проблем. В Москву Арманд вернулся с очаровательной молодой женщиной. У Ольги были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос. На приеме в американском посольстве Хаммер представил ее как баронессу фон Рут. Она и стала хозяйкой желтого дома, серо-голубого чау-чау и белого пуделя. Дом был большой и удобный. По московскому этикету ХIХ века полагалось иметь несколько гостиных (уж никак не меньше двух): большую, именовавшуюся "залой", и малые, для разных оказий.
В особняке Хаммера арочная анфилада состояла из четырех гостиных. Поэтому неслучайно, что в
А около двух лет назад в этом доме поселился господин Бутрос Ассакер, сменивший прежнего посла. Признаться честно, хозяйство ему досталось весьма обветшалое. Пришлось затевать ремонт. В архивах, к счастью, сохранились чертежи дома. Ибо каждая постройка в Москве благодаря Указу Петра Великого утверждалась полицмейстерской канцелярией, куда в обязательном порядке представлялся чертеж.
- Несмотря на то, что здание реконструировано еще не полностью, я чувствую себя здесь вполне уютно и комфортно, - рассказывает господин Ассакер. - Особенно хорош кабинет: декоративные потолочные балки, изумительные сами по себе, служат еще и шикарным обрамлением живописных полос с экзотическими цветами и фруктами; строгая мебель в стиле неоклассицизма способствует работе. Вообще, этот дом мне очень нравится - он частица русской цивилизации и русской культуры. Наверное, в каждом московском особняке витает русский дух. Я обожаю гулять по старым переулкам и улочкам. Фасады восстановленных домов имеют веселое, очень привлекательное лицо. Пастельные цвета в сочетании с белым просто великолепны!
Изысканности интерьера столовой способствует прозрачная дверь с деревянным, строго геометричным переплетением тяг, внутри которых сверкает хрустальное стекло.
Кроме чисто утилитарного назначения, она призвана визуально увеличивать объем комнат и усиливать поток света, проникающий сквозь стекло в смежную со столовой малую гостиную. Мебель и декор в ней легкие, слегка вычурные, типично женские. Поэтому можно предположить, что это помещение некогда использовалось в качестве будуара.
Весьма изящен и мебельный гарнитур, состоящий из дивана, кресел и стульев. Его деревянные части, выкрашенные в нежно-зеленый цвет, представляют собой деликатно выполненные изумительные гирлянды завитушек, а формы слегка закруглены.
Центральную роль в оформлении большой гостиной, без сомнения, играет роскошное зеркало с консолью. Золоченое дерево, богато декорированное парными букетиками роз и бутонов, с первого взгляда подтверждает принадлежность к стилю рококо. А бордовая мраморная доска намекает на поздний его период. В большой гостиной господина Ассакера два гарнитура мягкой мебели.
Обитый желтоватой тканью - современный, а тот, что с благородной резьбой, вполне можно отнести к эпохе Людовика XVI.
В особняке на Садовой-Самотечной камин соорудили во второй малой гостиной и она стала именоваться каминной комнатой. В тон обрамлению из розового мрамора камин изначально был выложен такой же плиткой. К сожалению, от нее мало что сохранилось - лишь несколько фрагментов наверху. Остальные, с ярким растительным орнаментом, появились в процессе реставрации.
Последнее помещение анфилады - третья малая гостиная или телевизионная комната. В ней находятся старинный письменный стол из ореха, бюро на длинных изогнутых ножках, современная музыкальная и телевизионная техника и изумительный витраж, обращенный на лестницу.
Полуторавековые стены дома на Садово-Самотечной помнят своих владельцев, знаменитых и совсем неизвестных. Но, пожалуй, такого заботливого хозяина как Бутрос Ассакер у особняка еще не было.