Резкоконтинентальный взгляд

четырехуровневый частный дом площадью 550 м2 Александр Галкин, Ольга Ивлева

Дата публикации: 20.01.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Материалы подготовила: Ольга Ильинская

Архитектор: Александр Галкин, Ольга Ивлева

Декоратор: Борис Бельский

Руководитель мастерской: Алексей Пастушков

Художник: Александр Ястребенецкий

Журнал: N10 (66) 2002

Размышления архитектора Александра Галкина о собственном проекте в частности и проектировании вообще укладываются не столько в рамки монолога, сколько в жанр "ответы на незаданные вопросы"Александр Галкин:
 - Если обратить внимание на планировку, то здесь нет ничего парадоксального, эпатажного, манифестирующего. Но есть одна интересная вещь. Хотя я люблю "раскидистые", свободные дома, эта планировка ориентирована на "компактный", так сказать европеизированный образ жизни. Это произошло и потому, что места на "раскидистость" не было, но главным образом потому, что заказчики - люди, адаптированные к западному образу жизни и привыкшие к той пространственной "композиции", которая утвердилась, по необходимости, на небольших кусочках земли в Европе.
 - Мне импонирует, даже можно сказать, владеет мной идея строить буржуазные дома. Буржуазность я трактую прежде всего как тип сознания. Включающий множество компонентов: "транснациональный" образ жизни ("мигрирование" не столько меж разными странами, сколько меж различными культурными слоями - средиземноморьем, востоком, etc.). И отсюда - жилище становится средоточием разных традиций, многообразных точек зрения на предметную среду, цвет, горизонталь и вертикаль - если угодно. Буржуазность для меня - это естественность, раскрепощенность, живой интерес к разным культурам.
 - Новое строительство на совершенно пустом участке открывает большие возможности: да, безусловно. Но рядом с возможностями тут же возникают ограничения. Я бы даже сказал, обязательства, сопутствующие свободе, и есть ее оборотная сторона... Если посмотреть на дом со стороны, то он начинается задолго до дверной ручки. Перголы, "охватывающие" строение; дощатый настил, соединяющий основное здание с "деревенским" особнячком-избушкой (там баня, вспомогательные помещения и т.д.) плавно и логично "переводят" ландшафтный контекст в дом. Который (я имею в виду дом), как ни назови, - всегда уже "город", конфликтная по отношению к природе среда.
 - Дело все в том, что дома последнего десятилетия (уникальность российской ситуации - это отсутствие традиции как таковой) становятся иными. Наконец архитектор получает возможность сочинять пространство с нуля, а не работать в границах уже существующей "коробки". И теперь дома стали "раскрываться" вовне: прозрачный фасад, выходящий на открытую галерею, продолжающийся в сад, в природу. Это совершенно естественно и нормально, даже для "очень северных" стран, и хорошо известное правило загородной жизни. Но у нас, как ни удивительно, - новость, начинающая, к общей отраде, активно осваиваться в архитектурной практике последних лет.
 - Фасад, внешний вид дома, мы постарались сделать максимально "иррациональным" - легким, несколько "ломаным" и как бы непреднамеренным, интенциально близким к творениям самой природы, которая, как известно, мудрейший из зодчих. Получилась своего рода "горная архитектура": форма крыши словно смещения горных пластов; светлые, цвета чая, стены, любому напоминающие именно о доме на фоне природы (на каменистом склоне, в долине, у кромки моря - в общем, в весьма живописном месте). Человек, особенно северной культуры, к счастью, обладает замечательной способностью "воображать" иные пространства - южные, скажем, - и внутренне словно перемещаться в разные климатические зоны. Ему достаточно нескольких знаковых элементов: цвет, предмет, символ, намек...
 - Логика внутреннего пространства выражает идею "восхождения" времен - из цокольного этажа наверх. Например, внизу - включения элементов старины (фрески). Идея не "пустая", не сугубо декоративной направленности: в эту "старинную" роспись мы вложили легенду - миф о наследовании, смене поколений. Почему бы нет? Для нас, "вырванных" двадцатым столетием из нормального хода истории, это важно. Постигать, хотя бы в материале легенды, те основы бытия, которые для всех современных цивилизаций - опора, столпы. Так, в этом доме можно подумать, что современное "тело" здания возведено на старинном фундаменте. Мне кажется, это забавно, немного иронично, а в самом деле - вполне серьезная психологическая необходимость.

Александр Галкин:

"Я не стал бы формулировать свою концепцию в категориях какого-либо стиля. То есть в принципе это возможно, но я бы все-таки воздержался. Стиль - строгое, конкретное понятие. Корректнее говорить о том, что в доме есть фрагменты, намеки - те, которые можно так или иначе соотнести со стилями. Так, некоторые части дома "говорят" по-японски, иные категорично отказываются идентифицировать себя с каким-либо "наречием".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Подарки на Новый год: коллаборация Gucci

Мануфактура муранского стекла выпускает ёлочные игрушки вместе с Модным домом.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости