Рижские пряности

трехэтажный особняк (1200 м2) в центре старой Риги Юлия Громаковская

Фото: Евгений Лучин

Текст: Мария Кригер

Автор проекта: Юлия Громаковская

Декоратор: Светлана Пилипцова

Журнал: N11 (67) 2002

Большинство модных современных интерьеров можно охарактеризовать словами "эргономичный", "минималистический", "постмодернистский". Тем приятнее порой увидеть красивое исключение из правила. Современный... декоративный, сибаритский, иррациональный Первое, что обращает на себя внимание, - выраженная декоративность, главенствующая в интерьере. Каждый элемент дизайна, будь то позолоченный подлокотник кресла или диванная подушка, можно подолгу рассматривать, вникая в хитросплетения витиеватого узора. Кажется, что этот просторный трехэтажный особняк в центре старой Риги живет воспоминаниями о неведомых ему временах, чужеземных городах и экзотических странах. В его стенах возникают явные аллюзии на искусство времен "короля-солнца" и маркизы де Помпадур, чувствуется влияние древнеегипетской и мавританской культур.

При этом звучит эта эклектичность весьма органично: яркое орнаментальное начало, любовь к золоту и замысловатым аксессуарам роднит эти "имперские" стили, являясь некой связующей основой. Тем не менее, дабы не позволить роскоши перерасти в пафос, в доме использовано несколько дизайнерских ходов, слегка приглушающих ее яркое торжественное звучание. Так, в гостиной массивное золото камина гасится спокойным серебристо-серым цветом стен, лаконичной плавной линией изогнутого потолочного карниза; в спальне хозяев было решено отказаться от тяжелого парчового балдахина над кроватью, заменив его легкой прозрачной тканью.
Вход в дом открывается просторным парадным холлом. В сущности, определение "холл" подходит этому пространству очень условно: понятия "зал для светских раутов" или "бальная комната" способны с большей точностью описать это помещение. Белые колонны с позолоченными коринфскими капителями, необычайно торжественные на фоне терракотово-красных стен; идеально гладкий мраморный пол, расцветкой напоминающий горностаевую королевскую мантию; мягкий золотистый свет. В первоначальной планировке особняка отсюда должна была начинаться широкая лестница, единым маршем ведущая наверх. В ходе работы над интерьером лестницу сместили вправо, и она потеряла свое главенствующее положение. Благодаря этому образовалось двусветное пространство холла, из которого "вытекают" все остальные помещения дома. По левой стене располагаются двери в гостиную и кабинет хозяина дома, дверь направо ведет к лестнице на второй этаж, к приватным зонам - спальням хозяев и детским комнатам.
Все пространство особняка (за исключением кабинета и детских) организуют единые крупные плоскости. В большинстве помещений оставлены только основные - несущие - стены. Зонирование осуществляется за счет декоративных элементов (например, деревянных резных ширм), предметов интерьера. Благодаря такому решению все комнаты получили дополнительный визуальный объем и "воздух".

Гостиная включает в себя каминный зал, чайную комнату и миниатюрный кинозал - зону домашнего кинотеатра. Через высокие стеклянные двери просматривается столовая, совмещенная с кухней. Большой белый диван делит помещение гостиной на две части, образуя каминную и чайную зоны. Это своеобразные пространства-"антиподы", вполне мирно уживающиеся под одной крышей. Чайной присуще мажорное настроение летнего утра, легкой беззаботности и неги.
Французские окна до пола пропускают в комнату веселые солнечные лучи, и начинает казаться, что зелень сада вот-вот преодолеет эту условную границу и проникнет в дом. Легкомысленное настроение сообщается здесь всем предметам - даже обычный потолочный светильник становится похож на клетку для какой-нибудь экзотической заморской птицы.

В каминной зоне сливочно-белый цвет стен меняется на глубокий, бархатисто-серый, и атмосфера сразу приобретает флер таинственности и недосказанности. Завораживающий блеск золота, инкрустированная барочная мебель, шкуры леопарда... Думается, что даже дерзкий мстительный Монте-Кристо не отказался бы провести время у подобного очага. Третья часть территории гостиной - домашний кинотеатр - продолжает тему, придавая ей дополнительную глубину и насыщенность великолепным сочетанием черного с золотом.
Столовая, которая примыкает к гостиной, выполнена в духе "традиционных домашних ценностей": основательная деревянная мебель, большой овальный стол, за которым может разместиться вся семья. Сочетание теплого смолисто-янтарного цвета мебели и стен оттенка топленого молока создает атмосферу уюта и покоя - "как в старые добрые времена".

Над каждым элементом интерьера велась тщательная и скрупулезная работа. К примеру, когда подбирали мебель для гостиной, белый диван в центре комнаты показался слишком простым и не информативным в контексте интерьера. Тогда по эскизам декоратора из ткани, заказанной в Италии, были созданы диванные подушки с монограммой владельцев особняка.
Второй этаж - интимная зона: здесь расположены комнаты детей и спальня хозяев дома. Пространство спальни организовано аналогично гостиной первого этажа. Помещение разделено декоративными резными ширмами, стремящимися не столько разграничить комнату, сколько заинтриговать, создать настроение сказочности, таинственности. Их диковинный узор повторяется в изголовье кровати, рисунке ковра, украшающего стену, вовлекая в бесконечную игру арабесок и причудливых теней. Интерьер необыкновенно "пряный", восточный: кажется, что здесь можно уловить аромат индийских благовоний или дурманящий запах персидского кальяна. Все детали в комнате работают на контрастах: белизна мягкого ковра оттеняется черной в золотой ромб драпировкой; легкий прозрачный балдахин добавляет помещению воздушности и нивелирует матовый блеск тяжелого золотого карниза. Необходимо отметить, что вся деревянная мебель в доме выполнена по индивидуальным разработкам автора проекта.
Саму спальню предваряет парадная гардеробная. Часть дома, обычно скрытая за скромными потайными дверями, здесь гордо выступает вперед. Стильная инкрустированная мебель, ковер, в котором утопают ноги...

Очевидно, только истинный сибарит знает, как извлечь удовольствие буквально из всего - даже из необходимости каждое утро выбирать подходящую случаю и погоде одежду.

Светлана Пилипцова:

"Я с удовольствием вспоминаю работу над этим проектом... Это тот редкий случай, когда при создании интерьера мы не были ограничены ни временными, ни какими-либо другими рамками. Благодаря этому была возможность спокойно и скрупулезно продумать все, вплоть до самых тонких нюансов. Интерьер получился, на мой взгляд, очень теплый и декоративный. "Пряный", с явным тяготением к Востоку, и при этом вполне современный".

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Дом, в котором жил Рональд Рейган

Он много играл в кино, а своё 70-летие отмечал, уже сидя в президентском кресле. Догадываетесь, о ком идёт речь? Рональд Рейган, 40-й президент США, а в юности плейбой и звезда Голливуда. Предлагаем вам взглянуть, как он жил.

#Интерьер #Интерьеры знаменитостей #Американская классика #США

Респектабельный интерьер с советской символикой

Подчёркнуто респектабельный, солидный интерьер с советской символикой — новая  работа архитекторов Ивана Качалова и Игоря Метёлкина.

#Интерьер #Квартиры #Неоклассика #Москва

Грузинский ресторан «Казбек»: душевное заведение с видом на «Москву-Сити»

Интерьер ресторана представляет собой собирательный образ гостеприимных грузинских квартир.

#Интерьер #Рестораны, бары, клубы и кафе #Эклектика #Москва

Фабио Мазоло: «Наша марка — это не мебель, а то, что за ней стоит: эмоции, стиль жизни...»

Фабио Мазоло — из третьего поколения семьи итальянских мебельщиков. Недавно он приезжал в Москву: в интерьерном салоне с говорящим названием Casa Ricca («Богатый дом») открылась экспозиция его марки Giorgio Collection.

#Люди