Рижские пряности
трехэтажный особняк (1200 м2) в центре старой Риги Юлия Громаковская
в галерею
При этом звучит эта эклектичность весьма органично: яркое орнаментальное начало, любовь к золоту и замысловатым аксессуарам роднит эти "имперские" стили, являясь некой связующей основой. Тем не менее, дабы не позволить роскоши перерасти в пафос, в доме использовано несколько дизайнерских ходов, слегка приглушающих ее яркое торжественное звучание. Так, в гостиной массивное золото камина гасится спокойным серебристо-серым цветом стен, лаконичной плавной линией изогнутого потолочного карниза; в спальне хозяев было решено отказаться от тяжелого парчового балдахина над кроватью, заменив его легкой прозрачной тканью.
Вход в дом открывается просторным парадным холлом. В сущности, определение "холл" подходит этому пространству очень условно: понятия "зал для светских раутов" или "бальная комната" способны с большей точностью описать это помещение. Белые колонны с позолоченными коринфскими капителями, необычайно торжественные на фоне терракотово-красных стен; идеально гладкий мраморный пол, расцветкой напоминающий горностаевую королевскую мантию; мягкий золотистый свет. В первоначальной планировке особняка отсюда должна была начинаться широкая лестница, единым маршем ведущая наверх. В ходе работы над интерьером лестницу сместили вправо, и она потеряла свое главенствующее положение. Благодаря этому образовалось двусветное пространство холла, из которого "вытекают" все остальные помещения дома. По левой стене располагаются двери в гостиную и кабинет хозяина дома, дверь направо ведет к лестнице на второй этаж, к приватным зонам - спальням хозяев и детским комнатам.
Все пространство особняка (за исключением кабинета и детских) организуют единые крупные плоскости. В большинстве помещений оставлены только основные - несущие - стены. Зонирование осуществляется за счет декоративных элементов (например, деревянных резных ширм), предметов интерьера. Благодаря такому решению все комнаты получили дополнительный визуальный объем и "воздух".
Гостиная включает в себя каминный зал, чайную комнату и миниатюрный кинозал - зону домашнего кинотеатра. Через высокие стеклянные двери просматривается столовая, совмещенная с кухней. Большой белый диван делит помещение гостиной на две части, образуя каминную и чайную зоны. Это своеобразные пространства-"антиподы", вполне мирно уживающиеся под одной крышей. Чайной присуще мажорное настроение летнего утра, легкой беззаботности и неги.
Французские окна до пола пропускают в комнату веселые солнечные лучи, и начинает казаться, что зелень сада вот-вот преодолеет эту условную границу и проникнет в дом. Легкомысленное настроение сообщается здесь всем предметам - даже обычный потолочный светильник становится похож на клетку для какой-нибудь экзотической заморской птицы.
В каминной зоне сливочно-белый цвет стен меняется на глубокий, бархатисто-серый, и атмосфера сразу приобретает флер таинственности и недосказанности. Завораживающий блеск золота, инкрустированная барочная мебель, шкуры леопарда... Думается, что даже дерзкий мстительный Монте-Кристо не отказался бы провести время у подобного очага. Третья часть территории гостиной - домашний кинотеатр - продолжает тему, придавая ей дополнительную глубину и насыщенность великолепным сочетанием черного с золотом.
Столовая, которая примыкает к гостиной, выполнена в духе "традиционных домашних ценностей": основательная деревянная мебель, большой овальный стол, за которым может разместиться вся семья. Сочетание теплого смолисто-янтарного цвета мебели и стен оттенка топленого молока создает атмосферу уюта и покоя - "как в старые добрые времена".
Над каждым элементом интерьера велась тщательная и скрупулезная работа. К примеру, когда подбирали мебель для гостиной, белый диван в центре комнаты показался слишком простым и не информативным в контексте интерьера. Тогда по эскизам декоратора из ткани, заказанной в Италии, были созданы диванные подушки с монограммой владельцев особняка.
Второй этаж - интимная зона: здесь расположены комнаты детей и спальня хозяев дома. Пространство спальни организовано аналогично гостиной первого этажа. Помещение разделено декоративными резными ширмами, стремящимися не столько разграничить комнату, сколько заинтриговать, создать настроение сказочности, таинственности. Их диковинный узор повторяется в изголовье кровати, рисунке ковра, украшающего стену, вовлекая в бесконечную игру арабесок и причудливых теней. Интерьер необыкновенно "пряный", восточный: кажется, что здесь можно уловить аромат индийских благовоний или дурманящий запах персидского кальяна. Все детали в комнате работают на контрастах: белизна мягкого ковра оттеняется черной в золотой ромб драпировкой; легкий прозрачный балдахин добавляет помещению воздушности и нивелирует матовый блеск тяжелого золотого карниза. Необходимо отметить, что вся деревянная мебель в доме выполнена по индивидуальным разработкам автора проекта.
Саму спальню предваряет парадная гардеробная. Часть дома, обычно скрытая за скромными потайными дверями, здесь гордо выступает вперед. Стильная инкрустированная мебель, ковер, в котором утопают ноги...
Очевидно, только истинный сибарит знает, как извлечь удовольствие буквально из всего - даже из необходимости каждое утро выбирать подходящую случаю и погоде одежду.
Светлана Пилипцова:
"Я с удовольствием вспоминаю работу над этим проектом... Это тот редкий случай, когда при создании интерьера мы не были ограничены ни временными, ни какими-либо другими рамками. Благодаря этому была возможность спокойно и скрупулезно продумать все, вплоть до самых тонких нюансов. Интерьер получился, на мой взгляд, очень теплый и декоративный. "Пряный", с явным тяготением к Востоку, и при этом вполне современный".