Русская эклектика в немецком духе
Интерьер особняка на Поварской улице. Смешение стилей, смешение эпох, смешение вкусов - русского и немецкого
в галерею
Изящная деревянная лестница ведет на второй этаж, где по периметру галереи, огражденной резной деревянной балюстрадой, расположены помещения, предназначенные для сугубо домашней, частной жизни. Под парадную часть отведен практически весь первый этаж. Это анфилада комнат вокруг холла и отдельный кабинет. Большая гостиная выдержана в стиле ампир: лепнина из растительных гирлянд и зеркала с мраморными консолями красноречиво это подтверждают.
Помещение, именуемое зимним садом, оформлено с явными элементами модерна и позднего рококо, а парадной столовой, по замыслу автора, суждено было играть роль "славянской комнаты"...
К сожалению, наслаждаться жизнью в столь замечательном особняке Якову Шлосбергу довелось недолго. В связи с октябрьскими событиями ему пришлось спешно покинуть Россию. В конце двадцатых годов здание на Поварской отдали под Британскую миссию. Сегодня в нем размещается резиденция посла Федеративной Республики Германия в России г-на Эрнста-Йорга фон Штуднитца.
- Этот дом я полюбила с первого взгляда, - говорит супруга посла, г-жа Полли фон Штуднитц. - И постаралась сделать в нем все так, чтобы "угодить" его прежним хозяевам - купеческой семье Шлосбергов. Думаю, то, что получилось после длительной реставрации, им бы, несомненно, понравилось. Капитальный ремонт длился девять месяцев. Во многих комнатах перекрасили стены.
"Желтая" гостиная, которая всех теперь восхищает, была малосимпатичного холодного голубого цвета. Мне удалось обычным кухонным ножом соскрести со стены краску и дойти до первоначального слоя. И что вы думаете, он был желтым! Но снимать все 14 последующих слоев - слишком дорогое удовольствие. Поэтому мы решили сделать 15-й - восхитительно-желтый... Шесть художественных панно, удачно разместившихся в простенках среди высоких зеркал и хорошо сохранившейся ампирной лепнины, стали великолепной декорацией для "желтой" гостиной.
Подмечено, что русская эклектика начала века через сто лет стала наиболее популярным стилем в интерьерном дизайне. Поэтому в "синем" зимнем саду особняка Шлосбергов саламандры на медных ручках эпохи модерна приветливо поглядывают на новые геометрические формы искусственных растений. Витиеватый потолочный фриз позднего рококо нисколько не оскорбляет современный кафельный пол от Villeroy&Boch. А подлинная мебель конца XIX века, изготовленная в стиле гамбургской ратуши, самым замечательным образом вписалась в деревянный декор кабинета. При этом его освещают современные стилизованные лампы Nobile.
И даже возле раритетных посольских предметов эпохи классицизма - мягкой мебели, изготовленной в южной Германии в 1730 году из золоченого дерева, обитой слегка потертым гобеленом с пасторальными сюжетами - стоит современный немецкий рояль. В "красной" столовой, которую г-жа Полли фон Штуднитц называет "славянской комнатой", главная достопримечательность - это изображения грифонов в орнаменте дверей.
Теперь, как и в эпоху модерна, они словно призваны подтверждать предания, населяющие особняк. А вспомнить тут есть что. Например, легендарные голландские стулья в прихожей - точно такие царь Петр купил в подарок Меншикову. Те находятся в его дворце в Петербурге, а эти - здесь.
Смешение стилей, смешение эпох, смешение вкусов - русского и немецкого. Эклектику, к которой подозрительно отнеслись на Западе в момент ее зарождения, активно пропагандировала в России императрица Александра Федоровна. Еще в юности, называясь Алисой, принцессой Гессенской, она обожала югендштиль - немецкую разновидность модерна. Может, не случайно этот особняк, один из лучших образцов эклектики, построил архитектор немецкого происхождения Адольф Зелигсон для купца с немецкой фамилией Шлосберг. И теперь судьба распорядилась так, чтобы здесь жила семья посла Федеративной Республики Германия г-на фон Штуднитца...