Русская усадьба по-прибалтийски
дом площадью 500 м2 в Подмосковье Рута Крускопа
в галерею
Школы находились в отлично сохранившихся баронских усадьбах. Там-то я и проникся духом частного дворянского дома. Природы вокруг было много. Знаете, как говорят латыши? "Строй так, чтобы из окна видеть лишь дым из трубы дома твоего соседа".
Выбирая место под строительство, я старался по мере возможности руководствоваться этим принципом. И еще одним, не менее важным: выбрать не просто красивый, а по-особенному "значимый" пейзаж. Я без сожалений расстался со своим прежним участком под Троицком, после того как впервые попал сюда и оценил великолепный вид на Новоиерусалимский монастырь. На старом месте был неплохой вид на церковь, но он померк по сравнению с этим пейзажем. Мы все бросили и перебрались сюда. В то время уже был готов проект дома, его сделала рижский архитектор Рута Крускопа для прежнего участка. Мы с Рутой переработали этот проект: во-первых, развернули его в зеркальном отражении в сторону леса, во-вторых, "спрятали" в доме гараж и сауну, которые поначалу были спланированы как отдельные постройки.
Ландшафт, включая баню и домик для барбекю под травяными крышами, сделала Инесе Грундуле, ландшафтный архитектор. Работа над домом и парком велась одновременно. (Жили мы в это время в маленьком домике, который я спроектировал сам.)
С Инесе я дружен давно. У меня, по сути, не было ситуации выбора: я знал, что лучше нее ни один рижский ландшафтник моих чаяний не поймет. (Московский ландшафтный дизайн меня не слишком привлекает.) Многие восхищаются работой Грундуле в национальном парке Гауи, где она была главным дизайнером, но для меня Инесе прежде всего - единомышленник. А Рута за годы нашего с ней знакомства выросла в известного мастера. В списке ее градостроительных удач меня более всего впечатляет костел в Риге, отмеченный премией римского папы (она проектировала и театры, и салоны автогигантов, и супермаркеты). Для меня это важно: я происхожу из верующей православной семьи и уважаю традиции. Но, как видите, этот факт не предполагает жесткого консерватизма.
Я считаю себя владельцем достаточно передовой "усадьбы". Рута сделала симпатичный и удобный дом, бережно встроив в его крыло мой первый домик. Из окон виден уникальный, в чем-то даже авангардный ландшафт. Он хорош даже под снегом.
Инесе Грундуле, ландшафтный архитектор: Место здесь, на Истре, изумительное. Прекрасная природа, великолепный вид на монастырь. Как-то незаметно, вроде бы сама по себе, в наших беседах с хозяином зародилась идея - условно говоря, ее можно назвать "вечные ценности". Постепенно мы выстраивали образ парка и дома. Что сыграло в этом главную роль: одухотворенный пейзаж или личность хозяина, его тонкий художественный вкус? Наверное, и то и другое. Мы определили для себя два основных символа вечного: с одной стороны, это природа, естественный пейзаж, а с другой - монастырь, творение человека.
Мое понимание целостности "вечного" пространства я переношу на формы зеленых травяных покрытий на крышах бани и домика для барбекю, передаю с помощью тонкой игры цвета листвы и цветов.
Я использовала неброские растения - розовую мыльнянку, очиток, оттеняя их хостой и метелками астильбы. Небольшой бассейн с кувшинками около дома - это образ деревенского колодца, символа жизни. Ландшафт по-разному проявляет себя в разных уголках и с разных точек зрения. Дуги-мостики связывают различные психологические пространства: вишневый сад, остров, лес. Рельефы сада, ручей, пруд созданы искусственно, а выглядят очень естественно. Меня радует, что на пруду прижилась семья уток, весной скворечники заселяют скворцы, - парк получился "обитаемым"...
Подход моего заказчика к ландшафту я бы определила как многогранно эмоциональный, интуитивный и в то же время довольно рациональный. Может быть, поэтому ему оказались близки две традиции: скандинавская (я в нее включаю и прибалтийскую) и японская. Обеим свойственны определенный аскетизм и утонченность. Крыши, на которых растет трава, "родом" из Скандинавии, и именно у скандинавов я "подсмотрела", как создавать насыщенные цветовые композиции из растений пастельных тонов.
Травяные крыши я делаю при помощи современных технологий, хотя мне нравится, что они напоминают дома наших предков. Но главное, меня радует смысловой и декоративный резонанс, возникший в результате диалога ландшафта и хозяйского дома с "прибалтийским акцентом".
Такой диалог получился, конечно, не случайно: чутким координатором нашей совместной работы с архитектором был хозяин дома.
Рута Крускопа, архитектор: Я хотела, чтобы дом, в котором предстояло поселиться хозяину, во-первых, был функциональным и удобным, во-вторых, гармонировал с природой. Вытянутый по горизонтали и развернутый фасадом в сторону ландшафта, дом включает в себя жилые и подсобные помещения. Пространство использовано очень экономно: нигде нет "пустот" или "лишних" мест вроде чердака. Сверху, под крышей, например, уместилась маленькая комнатка, а над ней - солярий. В него можно попасть по лесенке, выдвигающейся сверху и в обычном положении незаметной.
Принцип рациональной организации пространства был основополагающим. Именно поэтому двухэтажный дом изнутри кажется значительно выше и вместительнее, чем это можно предположить, находясь снаружи. Внутреннее пространство я сделала четырехуровневым: общественные и приватные помещения располагаются, условно говоря, по спирали вокруг главного конструктивного элемента дома - деревянной лестницы из тонированного бука. Ее изготовили на небольшом частном предприятии по моим чертежам. Тщательностью отделки она напоминает предмет мебели, так как над ней потрудились мастера-краснодеревщики. Это очень по-прибалтийски, когда сочетаются принципы удобства, комфорта, эстетики планировки и конструкций. Лестница здесь, как и в национальном латвийском доме, - центральный "персонаж". Поэтому я постаралась сделать ее особенно удобной. С нее можно выйти на балкончик, расположенный в верхнем уровне кабинета. Это вполне традиционный прием для усадьбы, как прибалтийской, так и русской.
И если приватные помещения кабинета и спален расположены совершенно обособленно, то в общественных помещениях кухни, гостиной и столовой я использовала анфиладу, также обычную для облика "господского дома".
Хозяин подчеркнул эту архитектурную тему удачной расстановкой консервативной мебели MAGGI MASSIMO из состаренной древесины ореха. Должна сказать, что декорирование дома - целиком заслуга Петра Анатольевича. Меня радует, что английские камины, немецкие светильники, а также коллекции живописи, графики, старинных книг и антикварных вещиц очень органично вписались в пространство спроектированного мною дома. Значит, произошло редкое совпадение между заказчиком и архитектором. Прибавьте к этому взаимопонимание с ландшафтным архитектором. Так, мы с Инесе старались "выстроить" вид из окон дома. То есть отнестись к пейзажу как к подлинному художественному произведению.
Кажется, у нас получилось. Мне нравится смотреть, как из трубы над травяным домиком идет дым. Это значит, что хозяева необычной для Подмосковья усадьбы топят обыкновенную русскую печку. И по-