Русская усадьба по-прибалтийски

дом площадью 500 м2 в Подмосковье Рута Крускопа

Дата публикации: 11.11.2003

Фото: Михаил Степанов

Интервью подготовила: Юлия Сахарова

Автор проекта: Рута Крускопа, Петерис Страншис

Инжиниринг: Вилнис Грикис

Ландшафтные работы: Инесе Грундуле

Журнал: N8 (75) 2003

Хозяин усадьбы Петр Карпов - эксперт и консультант по финансовым вопросам и художник по призванию - живет здесь с молодой женой Катей. Их приветливый дом со скворечнями на черепичной крыше окружен необычным для Подмосковья ландшафтным парком, плавно переходящим в лес. Дом, сад и хозяйственные постройки представляют собой удивительный альянс. Хозяин делится главным секретом: несколько лет назад здесь счастливо сложился главный "ансамбль", а точнее сказать, дружное "трио", состоящее из заказчика, архитектора и ландшафтного архитектораПетр Карпов: Мне повезло. Всю жизнь я жил в домах, а не в квартирах. Конечно, они были не такие, как этот, а гораздо скромнее. Я родился и вырос в простом домике на окраине Риги, но главное, это был частный дом с его размеренной жизнью и традициями. Мой отец, как бы сейчас сказали - дизайнер, летом оформлял сельские школы и брал меня с собой.
Школы находились в отлично сохранившихся баронских усадьбах. Там-то я и проникся духом частного дворянского дома. Природы вокруг было много. Знаете, как говорят латыши? "Строй так, чтобы из окна видеть лишь дым из трубы дома твоего соседа".

Выбирая место под строительство, я старался по мере возможности руководствоваться этим принципом. И еще одним, не менее важным: выбрать не просто красивый, а по-особенному "значимый" пейзаж. Я без сожалений расстался со своим прежним участком под Троицком, после того как впервые попал сюда и оценил великолепный вид на Новоиерусалимский монастырь. На старом месте был неплохой вид на церковь, но он померк по сравнению с этим пейзажем. Мы все бросили и перебрались сюда. В то время уже был готов проект дома, его сделала рижский архитектор Рута Крускопа для прежнего участка. Мы с Рутой переработали этот проект: во-первых, развернули его в зеркальном отражении в сторону леса, во-вторых, "спрятали" в доме гараж и сауну, которые поначалу были спланированы как отдельные постройки.
Ландшафт, включая баню и домик для барбекю под травяными крышами, сделала Инесе Грундуле, ландшафтный архитектор. Работа над домом и парком велась одновременно. (Жили мы в это время в маленьком домике, который я спроектировал сам.)

С Инесе я дружен давно. У меня, по сути, не было ситуации выбора: я знал, что лучше нее ни один рижский ландшафтник моих чаяний не поймет. (Московский ландшафтный дизайн меня не слишком привлекает.) Многие восхищаются работой Грундуле в национальном парке Гауи, где она была главным дизайнером, но для меня Инесе прежде всего - единомышленник. А Рута за годы нашего с ней знакомства выросла в известного мастера. В списке ее градостроительных удач меня более всего впечатляет костел в Риге, отмеченный премией римского папы (она проектировала и театры, и салоны автогигантов, и супермаркеты). Для меня это важно: я происхожу из верующей православной семьи и уважаю традиции. Но, как видите, этот факт не предполагает жесткого консерватизма.
Я считаю себя владельцем достаточно передовой "усадьбы". Рута сделала симпатичный и удобный дом, бережно встроив в его крыло мой первый домик. Из окон виден уникальный, в чем-то даже авангардный ландшафт. Он хорош даже под снегом.

Инесе Грундуле, ландшафтный архитектор: Место здесь, на Истре, изумительное. Прекрасная природа, великолепный вид на монастырь. Как-то незаметно, вроде бы сама по себе, в наших беседах с хозяином зародилась идея - условно говоря, ее можно назвать "вечные ценности". Постепенно мы выстраивали образ парка и дома. Что сыграло в этом главную роль: одухотворенный пейзаж или личность хозяина, его тонкий художественный вкус? Наверное, и то и другое. Мы определили для себя два основных символа вечного: с одной стороны, это природа, естественный пейзаж, а с другой - монастырь, творение человека.

Мое понимание целостности "вечного" пространства я переношу на формы зеленых травяных покрытий на крышах бани и домика для барбекю, передаю с помощью тонкой игры цвета листвы и цветов.
Я использовала неброские растения - розовую мыльнянку, очиток, оттеняя их хостой и метелками астильбы. Небольшой бассейн с кувшинками около дома - это образ деревенского колодца, символа жизни. Ландшафт по-разному проявляет себя в разных уголках и с разных точек зрения. Дуги-мостики связывают различные психологические пространства: вишневый сад, остров, лес. Рельефы сада, ручей, пруд созданы искусственно, а выглядят очень естественно. Меня радует, что на пруду прижилась семья уток, весной скворечники заселяют скворцы, - парк получился "обитаемым"...

Подход моего заказчика к ландшафту я бы определила как многогранно эмоциональный, интуитивный и в то же время довольно рациональный. Может быть, поэтому ему оказались близки две традиции: скандинавская (я в нее включаю и прибалтийскую) и японская. Обеим свойственны определенный аскетизм и утонченность. Крыши, на которых растет трава, "родом" из Скандинавии, и именно у скандинавов я "подсмотрела", как создавать насыщенные цветовые композиции из растений пастельных тонов.
Травяные крыши я делаю при помощи современных технологий, хотя мне нравится, что они напоминают дома наших предков. Но главное, меня радует смысловой и декоративный резонанс, возникший в результате диалога ландшафта и хозяйского дома с "прибалтийским акцентом".

Такой диалог получился, конечно, не случайно: чутким координатором нашей совместной работы с архитектором был хозяин дома.

Рута Крускопа, архитектор: Я хотела, чтобы дом, в котором предстояло поселиться хозяину, во-первых, был функциональным и удобным, во-вторых, гармонировал с природой. Вытянутый по горизонтали и развернутый фасадом в сторону ландшафта, дом включает в себя жилые и подсобные помещения. Пространство использовано очень экономно: нигде нет "пустот" или "лишних" мест вроде чердака. Сверху, под крышей, например, уместилась маленькая комнатка, а над ней - солярий. В него можно попасть по лесенке, выдвигающейся сверху и в обычном положении незаметной.
Принцип рациональной организации пространства был основополагающим. Именно поэтому двухэтажный дом изнутри кажется значительно выше и вместительнее, чем это можно предположить, находясь снаружи. Внутреннее пространство я сделала четырехуровневым: общественные и приватные помещения располагаются, условно говоря, по спирали вокруг главного конструктивного элемента дома - деревянной лестницы из тонированного бука. Ее изготовили на небольшом частном предприятии по моим чертежам. Тщательностью отделки она напоминает предмет мебели, так как над ней потрудились мастера-краснодеревщики. Это очень по-прибалтийски, когда сочетаются принципы удобства, комфорта, эстетики планировки и конструкций. Лестница здесь, как и в национальном латвийском доме, - центральный "персонаж". Поэтому я постаралась сделать ее особенно удобной. С нее можно выйти на балкончик, расположенный в верхнем уровне кабинета. Это вполне традиционный прием для усадьбы, как прибалтийской, так и русской.
И если приватные помещения кабинета и спален расположены совершенно обособленно, то в общественных помещениях кухни, гостиной и столовой я использовала анфиладу, также обычную для облика "господского дома".

Хозяин подчеркнул эту архитектурную тему удачной расстановкой консервативной мебели MAGGI MASSIMO из состаренной древесины ореха. Должна сказать, что декорирование дома - целиком заслуга Петра Анатольевича. Меня радует, что английские камины, немецкие светильники, а также коллекции живописи, графики, старинных книг и антикварных вещиц очень органично вписались в пространство спроектированного мною дома. Значит, произошло редкое совпадение между заказчиком и архитектором. Прибавьте к этому взаимопонимание с ландшафтным архитектором. Так, мы с Инесе старались "выстроить" вид из окон дома. То есть отнестись к пейзажу как к подлинному художественному произведению.
Кажется, у нас получилось. Мне нравится смотреть, как из трубы над травяным домиком идет дым. Это значит, что хозяева необычной для Подмосковья усадьбы топят обыкновенную русскую печку. И по-
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Как современные художники улучшили общественные культурные пространства Москвы?

10 городских площадок украсили уникальные авторские муралы. Показываем их — и рассказываем, как проект «Контуры Культуры» модернизирует учреждения культуры с помощью стрит-арта.

#Места

​АрхиЁлка возвращается: приглашаем вас на волшебный предновогодний вечер

5 декабря 2024 года приглашаем вас провести вечер в кругу самых ярких и успешных представителей интерьерного рынка и ведущих международных брендов премиум-сегмента.

#Новости

Домашняя роскошь: эффектный интерьер квартиры для семьи

Бюро RUBLEVA DESIGN & ARCHITECTURE создало эффектное и статусное пространство с возможностью уединиться и провести время с семьей. Получился тонкий баланс между уютом и роскошью — золото, натуральные материалы, темные тона.

#Интерьер #Квартиры #Современная классика #Москва

Осень дома: 6 новинок кресел в гостиную

Новые модели из коллекций-2024 для оформления одного из главных помещений дома, где по сезону мы традиционно будем проводить всё больше времени.

#Где купить