Русский стиль в русском кино

Кинематограф и интерьерный тренд

Дата публикации: 11.08.2008

Текст: Оксана Кашенко, Юлия Сахарова

Интервью подготовил: Павел Портнов

Журнал: N6 (128) 2008

Наше кино все чаще обращается к теме русской истории, старается воссоздать атмосферу прошлых эпох, любуется деталями. Присмотримся: и в интерьерном дизайне происходит нечто подобное

В интерьерном дизайне в моде русский стиль, будь то стиль зажиточного купечества или стиль обеспеченной интеллигенции. Дома из бревна и бруса, широкие деревянные половицы, белые кружевные скатерти, резная мебель - так мы представляем себе дачную жизнь дворянства. Высокие потолки, изразцовые печи, зеленые или синие обои с английским рисунком, мебель позднего ампира и наборный паркет - и это тоже приметы типичного дворянского гнезда.

Нет, кажется, ни одной сферы жизни, на которую бы не повлияло кино. И на частную архитектуру тоже. Никто не отменял Палладио и прочие фундаментальные ценности, но мы сейчас не о них. Частная русская архитектура вдохновляется в том числе и русским кино. А оно, в свою очередь, нашей историей, бытом и вообще жизнью людей в XIX, XX веках.

Знакомый архитектор рассказал о недавнем случае из своей практики. Его заказчица попросила сделать квартиру в стиле дворянской усадьбы. Когда все было готово, она увидела одну из комнат и поняла, что помещение гораздо меньше, чем она себе представляла. "Хотите, мы его увеличим?" - предложил архитектор. "Да, - ответила хозяйка, - я куплю соседнюю квартиру, и мы сломаем стену". Тут архитектор возразил: "Нет, я не о том. Давайте мы сделаем на стене роспись, пейзаж". И сделали очень хорошую, качественную роспись. Архитектор лично наблюдал за процессом. Ну что же - в комнате появилась потрясающая перспектива, хозяйка была очень довольна. И к тому же это был тот самый "последний штрих", благодаря которому стиль дворянской усадьбы приобрел законченность и... душу. Архитектор удивился, сколь быстро согласилась хозяйка. А оказывается, она недавно смотрела очень хорошее отечественное кино и видела там нечто подобное. И это не частный случай.

Архитекторы, дизайнеры и декораторы рассказывают (просмотрите наш журнал за последний год), что заказчики часто просят сделать анфиладу, поставить мебель в дворцовом стиле, сделать наборный паркет, как в Гатчине и Павловске. Кто-то приобретает антикварные кресла, точно такие, как в Эрмитаже, и - кто это может себе позволить - оформляет дом живописью известных русских художников. Кто-то ставит в доме голландскую печь с майоликой и шкафы-поставцы, ну точь-в-точь как при Петре I. Ну конечно, было бы наивно рассуждать о том, что люди со вкусом, много поездившие по миру, все это "видели в кино". Нет, конечно. Еще с детства помнятся царские дворцы и дома-музеи, и вот это ощущение, которое всем знакомо, эту атмосферу современное русское кино особым образом сгущает и преподает.

А еще мы любим совсем недавнюю свою историю, 50-60-е годы ХХ века. Люди постарше - потому что родились или были молодыми в это время, люди помоложе - потому что именно отсюда уходит в глубь века история их семьи. Интерес к собственным корням - этого у нас сегодняшних не отнять. И у кинематографа к этому времени, к этой нашей недавней истории огромный интерес. Вспомнить хотя бы "Московскую сагу", "Долгое прощание" - эти фильмы как раз про 50-е. Как там живо показываются вообще быт и в частности интерьеры тех лет! Изображаются так, как принято говорить, жизненно, что во всем этом очень хочется жить. Хочется, поэтому и в интерьерном дизайне на эту тему сегодня тоже столько всего! Тяжелая, солидная мебель, витражи, "как в московском метро", непременный рояль в гостиной и восточный ковер (нестрашно, если на стене, это же в духе прежних лет)... Есть корни - будут и листья.

Карен Шахназаров, режиссер, продюсер:
Стиль, я бы сказал, понятие еле уловимое. Он, конечно, есть, стиль присутствует, но это понятие настолько тонкое, что точно сформулировать, в чем он выражается, тяжело, так же как и вкус. Например, у человека есть вкус, есть чувство стиля, но часто это неуловимо. В чем русский стиль русского кино? Это стремление к образности. В этом, я считаю, принципиальное отличие русского кино, от, скажем, американского. Американцы прежде всего рассказывают историю, и они очень хорошо это делают. А русские - относительно слабо… Понятно, что Пушкин гениально рассказывал истории. Но в целом это не самое сильное место в нашем искусстве. А образность - это наша сильная сторона. Неслучайно именно в России возникло кино Довженко, Эйзенштейна, Тарковского… Вообще, кинематограф как искусство - не просто как способ рассказать, пересказать историю - зародился у нас. У наших кинематографистов очевидно стремление к образности, к созданию художественного образа. Что такое образ? Это то, что говорит человеку нечто бoльшее, чем просто буквальное изображение предмета. Мне кажется, это то, что можно назвать русским стилем в кино, хотя это присутствует вообще в русской культуре, - стремление к образности, к поэтическому образу. То есть это вообще, если хотите, национальное свойство, которое отображается в разных видах искусства - в прозе, в поэзии, в живописи. Нельзя сказать, что образности нет в других кинематографиях, но для русской кинематографии это стало именно стилем.

Сергей Соловьев, режиссер, продюсер:
Как известно, в дореволюционной России успешно развивался капитализм, а вместе с молодым русским капитализмом развивалось и великое русское искусство, которое проникало во все сферы жизни. Серебряный век был богат и разнообразен. Именно он дал России потрясающую живопись - "Бубнового валета", "Золотое руно", "Мир искусства", - удивительные архитектуру и прикладное искусство. Искусством, архитектурой в ту пору занимались лучшие художники и архитекторы. Все это образовывало великолепный, нарядный, высокохудожественный мир русской жизни. Поэтому я всегда счастлив, когда работаю над картиной, в которой можно возродить удивительно прекрасный мир подлинного русского стиля того времени, которое предшествовало страшным, разрушительным дням Октября.

Александр Роднянский, продюсер:
Кино в широком смысле - и полнометражные художественные фильмы, и костюмные сериалы (а они требуют не меньшей, а подчас и большей тщательности в создании предметной среды определенной эпохи) - это скорее слепок не реально существовавшего мира, а придуманного. Мира, сложившегося скорее в сознании создателей фильма. Как и многих зрителей, заложников образов классической литературы, произведений изобразительного искусства и того материального мира, которые сформировали у нас не конкретное представление, но чувство, эмоциональный образ определенной исторической эпохи.

Например, в "Бедной Насте" важную роль играла атмосфера русской дворянской усадьбы первой половины XIX века - периода царствования Николая I. И мы сконструировали собирательный образ, а не точно воспроизвели жизнь и быт того времени. Руководствовались не исторической правдой, а собственными эмоциональными впечатлениями. Говоря по чести, в сериале можно найти массу неточностей и в мебели, и в интерьерах, множество элементов, которые относятся к более позднему периоду. Но, несмотря на это, нам, надеюсь, удалось главное - воссоздать дух и атмосферу, которые более или менее исторически достоверны и соответствуют зрительским представлениям о Николаевской эпохе. То же самое и с костюмами, о которых нам известно очень много: они были подробно описаны и изображены. Но мы намеренно отказались от детальной реконструкции и создали особый, по-моему, привлекательный стиль на противоходе с современностью. Таким образом, мы намеренно "приукрасили" исторический период, стараясь произвести более сильное впечатление и быть понятными современным зрителям. Все - материальные фактуры, пространственные решения, бытовые детали (как люди одеты, как они говорят, ходят, сидят) - должно было стать понятным сегодняшней аудитории. Огромное зн

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости