Сага о мастерстве
загородный частный дом
в галерею
Так случилось, что приглашенный профессиональный архитектор "справиться" с будущим загородным домом не смог.
Вопреки всем стараниям, архитектурная форма из (как пишут в учебниках) "функционального назначения и целенаправленной сущности архитектурного сооружения" почему-то "органически" не родилась.
Тогда хозяин, презрев всяческие эскизы и экспликации, взялся за дело сам. Избрав, может быть, наиболее долгосрочный и требующий постоянных вложений, но, как оказалось на практике, весьма действенный творческий метод - метод постепенного, бережного освоения и формирования интерьера этого оригинального жилища.
До сих пор дом находится в постоянном движении, "отшлифовывается". Тут благоустраивается терраса, там увеличивается комната, а где-то вместо одной мебели ставят другую. Неизменным остается одно - атмосфера загородного жилища, хозяин которого желает комфортно разместиться на лоне природы со всеми чадами и домочадцами. Соответственно своим вкусам и привычкам.
Стремление к "житью на пленэре" сразу исключило присутствие всего того, что напоминало бы об обстановке ультрасовременной городской квартиры или, не дай бог, офиса: различных ковровых покрытий, виниловых обоев, хрома, стеллажей, натяжных потолков, трансформируемой мебели. Можно, конечно, любоваться закатом, подняв роликовые жалюзи, но, согласитесь, эффект несколько не тот. Природа за окном и природные материалы в доме - что может быть лучше?
Как известно, натуральный камень и древесина использовались в интерьере с глубокой древности.
Их высокие художественные качества, заложенные в самой текстуре, делают пространство более близким человеку, более "жилым". А изделия, сработанные кузнецом (будь то каминная решетка или окованный железом ларь с прабабушкиными нарядами), символизируют основательность, долговечность и несокрушимость домашнего очага.
И вот постепенно, на основе природных материалов, возник очень романтичный образ описываемого нами дома. Интерьер более всего напоминает внутреннее убранство средневекового замка.
Чему способствуют и массивные дубовые балки и прогоны на потолке, и темная мебель, и белые оштукатуренные стены (вопреки довольно распространенному заблуждению, что внутри замки были "одеты" лишь в "голый" камень, - например, в 1274 году Вестминстерский зал специально заново побелили к коронации Эдуарда I). А еще - каменный пол, камин, огромная люстра в романском стиле, витражи, грандиозная лестница...
Впрочем, напоминание о Средневековье, конечно, несколько условно. Владелец не стремился сделать исторически точную копию какого-нибудь английского Лад-сгерхолла или Шильонского замка в Швейцарии. К тому же в современном жилище трудно обойтись без комфортабельной кухни, бассейна, спортзала, сауны. Но, наверное, не всегда можно (и нужно) "создать что-либо лучшее, чем формы, завещанные нам древними" (из "Собрания образцов убранства интерьеров" 1812 года).
У многих из нас Средневековье ассоциируется лишь с огромными, гулкими залами, где в плохую погоду рыцари могли устроить турнир. Но не стоит забывать, что для оформления европейского интерьера эта эпоха сыграла во многом новаторскую роль. Камин из обыкновенного очага превратился в монументальное сооружение, композиционный центр комнаты или зала. Камень, бывший доселе материалом строительным, стал использоваться для отделки помещений. Тогда же в интерьере появился кованый металл. Возможно, первым декоративным металлом имеет смысл считать развешанное на стенах славное боевое оружие - щиты, пики, арбалеты, мечи. Соединение металла и стекла дало миру витраж. Окно с любимым витражом Генриха VII специально располагалось напротив тронного возвышения короля. Художественное стекло немедленно сделалось существенным элементом убранства комнат, кстати, уменьшившихся в размерах и ставших более уютными.
Но особенно интересно, что именно в ту эпоху огромное значение приобрело владение ремеслом, высокое мастерство. Скажем, хороший кузнец стал весьма уважаемым человеком. Не случайно фамилии Смит, Ковальчик, Шмидт, Ферран - соответственно в Англии, Польше, Германии, Франции, так же, как в России фамилия Кузнецов, до сих пор одни из самых распространенных.
Памятуя об этом, "замок" наш можно назвать поистине "средневековым". Ибо множество предметов и деталей, сделанных по индивидуальному заказу прекрасными мастерами, превратили дом в настоящее произведение искусства. Но давайте осмотрим все по порядку...
Искусные витражи во всем доме выполнены талантливым питерским художником Игорем Борисовым. На первом этаже витражи созданы по мотивам живописи Шагала, а на втором этаже в стекле передана тема гор. В столовой самым ярким элементом оформления служит витражный плафон.
В его рисунке замысловато переплелись древние письмена, смысл которых ведом лишь хозяину.
"Замковое" дерево балок, топчанов и "старых" массивных дверей сработано на совесть Андреем Бочаровым и Романом Водолазовым. Для люстры в каминном зале дерево рублено топором. Никаких шпонов - настоящий массивный дуб с отчетливо переданной фактурой.
Весь художественный металл в доме изготовлен - вручную, с соблюдением старинных технологий - воронежскими кузнецами Виктором Титоренко, Вячеславом Зибровым и Игорем Стуровым.
(Кстати, нашел этих мастеров владелец дома, прочитав о них статью в нашем журнале.)
Вышеупомянутая люстра в каминном зале (эту махину весом в четыреста килограммов пришлось вешать по частям и укреплять страховочными цепями), а также люстра поменьше и почти шестьдесят бра-подсвечников, плюс многочисленные замки, кованые обивки, запоры, петли, перила, каминная утварь, плетеные кольчужки, не позволяющие искрам вылетать из камина, - все это придало интерьеру необычайную выразительность, законченность, "старинность". И не только.
Каждый, кто попадает в каминный зал или бар, разделенный на зону барной стойки, зону бильярдной и зону отдыха у камина, кто посещает винный погреб и спортзал (оформленный в том же "замковом" стиле), сразу осознает, что помещения эти - чисто мужские.
Да и как же иначе, если каждая деталь здесь родилась в результате нелегкой работы с металлом - поистине работы для настоящих мужчин?
Сами кузнецы считают, что выполнили в этом доме по-настоящему интересный заказ. Скоро несколько вещей отсюда - а именно те, которые можно снять и тран-спортировать, - отправятся на персональную выставку. И соавтором всех этих замечательных предметов является владелец дома - то безошибочно выбиравший из пачки предложенных эскизов один, то в беседе точно объяснявший, чего он хочет в конечном итоге.
Мастера признают, что нечасто приходится работать с человеком, столь глубоко вникающим в самый дух кузнечных технологий.
"Родословную" своего дома хозяин "пишет" в интерьере непрерывно и очень тщательно. Тут в камин вделаны голландские изразцы XVII века, там стены бара украшены старинными русскими изразцами, приобретенными в западном антикварном магазине. Светильники из коло-ченой меди, созданные воронежскими мастерами, соседствуют со старым медным чаном для варки пива. Винный погреб запирается на кованый замок 1878 года, а время в баре отсчитывают часы XVIII века. Гравюры, старинные восточные ковры на искусственно состаренных полах...
Из каждой поездки привозится что-то новое.
Так что история этого домостроя еще не завершена...