Сдержанный конструктивизм
квартира общей площадью 95 м2 (Москва) Петр Костелов
в галерею
- Буквально все. Изначально это была квартира стандартной планировки, общей площадью 95 кв. метров, традиционно с двумя входами - черным и парадным. В общем, типичная квартира старой Москвы. Я разделил ее на две половины по горизонтали и еще пополам по вертикали. По горизонтали это функциональное членение. Меньшая часть квартиры (около 40 метров) была отдана под личные покои хозяев, а оставшаяся, большая часть - под гостевую зону. По вертикали квартира делится с помощью разноуровневых полов. То есть продольная часть площади, занимающая ровно половину и гостевой, и жилой зоны, возвышается на 60 см над второй, меньшей. Частные покои объединяют спальню с собственной ванной и кабинет, который имеет выход на черную лестницу. Гостевая часть включает в себя большую гостиную, столовую с кухней и - разводящий элемент вертикального деления - барную стойку, под которой установлена ТВ- и аудиоаппаратура. Образовавшийся в результате подъема уровней подиум предельно функционален: часть подиума используется в качестве базы для подвода коммуникаций, а вторая часть служит системой хранения - со стороны кабинета, ванной, гостиной под подиум встроены выдвижные ящики.
S: Это была Ваша идея предложить заказчику такой непростой в исполнении интерьер?
- Заказчик увидел один из моих интерьеров, опубликованный несколько лет назад в журнале Salon, и захотел нечто подобное.
S: То есть Вы придерживаетесь одного стиля и в решении интерьерного пространства, и в выборе материалов?
- Дело не в стиле, а в отношении к жизни вообще. Если говорить об интерьере как социальном явлении, то тот отрезок времени, когда интерьеры носили у нас репрезентативную функцию "заявлять о себе", об определенном статусе, продолжался довольно долго. И в некотором смысле все еще не закончился. Для меня всегда очень важно минимальными средствами раскрыть максимум возможностей данного пространства - и в планировке, и в отделке - так, чтобы самым ярким в нем оставался человек.
S: Но ведь это очень большая смысловая нагрузка на человека. Ваши заказчики выдерживают такой серьезный груз ответственности?
- Все, с кем я работаю, в первую очередь личности неординарные. Заказ подобного интерьера - подтверждение определенного пути, пройденного от желаний декорировать стены дома парчой и венецианской штукатуркой до осознания того, что все это в конечном счете мишура. И в данном интерьере нет попыток что-то украсить, кому-то понравиться.
S: Как появилась идея именно такой отделки квартиры?
- Идея использовать натуральные материалы - камень, металл, фанеру, стекло, дерево, - конечно, не нова. Фанера, например, уже давно применяется в строительстве и отделке домов и квартир. Основа подобных решений - в приоритетности простых "честных" материалов над имитирующими, которые несут излишнюю декоративность.
S: То есть в данном случае простота материала подчеркивает чистоту идеи?
- Ну она ее, как минимум, не перечеркивает. Хотя за видимой простотой стоят немалые усилия: квартира проектировалась и строилась почти два года. Кроме того, это вообще довольно дорогое удовольствие, поскольку требует высококвалифицированного и довольно кропотливого труда.
S: Ваш проект можно назвать амбициозным?
- Нет. Подобное отношение к организации и отделке интерьера абсолютно естественно и для меня, и для хозяина квартиры, и для людей, с которыми я работаю сейчас.
S: Организация пространства этой квартиры имеет отсылку к восточному, можно сказать, буддистскому мировосприятию. Что это, буддизм через минимализм?
- Скорее сдержанный конструктивизм. Стилистическое спокойствие пространства помогает человеку сосредоточиться на собственном внутреннем мире.
"Многие гости в этом доме и сейчас еще спрашивают хозяина, поглаживая фанерную стенку: "Все отлично, а стеночки-то чем будешь отделывать?" Хозяин неизменно отвечает, что копит сейчас на дорогие парчовые обои. Это, конечно, шутка. Просто я хотел создать интерьер, где самым главным и ярким элементом был бы человек."