Секреты простоты

московская квартира общей площадью 60 м2 Борис Уборевич-Боровский, Алексей Вязьминов

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Архитектор: Борис Уборевич-Боровский, Алексей Вязьминов

Журнал: N4 (9) 1996

Развитие "большого искусства", смена архитектурных стилей чаще всего проходит мимо обычного человека, оставаясь уделом наиболее обеспеченных. Однако и малая площадь, и сравнительно скромные средства - не препятствие для того, чтобы ваш дом приобрел индивидуальность, а повседневная жизнь - черты культурного опыта минувших столетий Задача, стоявшая перед архитекторами Борисом Уборевичем-Боровским и Алексеем Вязьминовым, была простой и сложной одновременно: в ограниченном пространстве и строгих бюджетных рамках создать нестандартный облик квартиры для элегантной дамы, не пожелавшей удовольствоваться евроремонтом. В этом интерьере воплотился отечественный вариант того, что называется "американской мечтой". В какой-то мере он стал реализацией мечты и самих авторов, проектировавших квартиру "для себя" - такую, какой у них никогда не было.
По словам Алексея Вязьминова, слушая песню Булата Окуджавы о портном, которому приносят перешить пиджак, - "чтобы я выглядел счастливым в том пиджаке, пока живу", - он однажды осознал, что архитектор чем-то сродни этому портному; на сей же раз портной, то есть архитектор, представлял себя как бы заказчиком и автором одновременно. Словно знак этого двойничества, с порога бросающийся в глаза зеркальный шкаф, расположенный немного под углом к входной двери, - так, что когда она открывается, возникает иллюзия, будто входят два человека.

Итак, что же включает в себя московская "американская мечта"? Прежде всего - открытое пространство вместо отдельных комнат и коридоров. Поскольку пространство необходимо было высвободить, все внутренние перегородки, как водится, сразу снесли. Изолированными остались лишь спальня и ванная комната, на две ступеньки приподнятые над просторной залой, сосредоточившей функции гостиной, столовой и кухни.
Из спальни в ванную, правда, можно пройти лишь через залу, но в квартире для одного человека вполне оправдано то, что явилось бы недостатком планировки при иных условиях.

Все здесь предельно просто, лаконично, архитекторами использован минимум основных элементов, - интерьер создан как будто из ничего.

Даже мебель, по большей части не подобранная специально, а привезенная со старой квартиры, сразу делает дом обжитым и в каком-то смысле даже одухотворенным.

Помимо мебели, привносящей в частную жизнь ощущение времени, образ квартиры определяют уникальные, удачно найденные предметы: огромный веер, раскинувшийся на стене, модель парусника. Также важны архитектурные нюансы, незаметно переводящие интерьер из плана повседневности в иное измерение, исподволь намечающие его связь с архитектурной традицией.
Благодаря этим приемам квартира и воспринимается как авторская работа, а не как безликое воплощение стандартизованного комфорта.

Единственной деталью индивидуального изготовления являются здесь двери в спальню и в ванную комнату - своими плавными изогнутыми линиями они отдаленно намекают на стилистику эпохи модерна. Эта связь прослеживается скорее не в прямом заимствовании форм, но на более глубоком уровне наследования традиций - внимании к частной жизни, стремлении украсить ее, превратив в произведение искусства. Напоминание о классике или, возможно, о том же модерне, ее цитирующем, - циркульная арка в зале, намечающая деление на функциональные зоны - столовую и гостиную и одновременно обыгрывающая несущую балку.

К авторским находкам можно отнести еще и рельеф потолка - с перепадом уровней, сложным сочетанием кривых линий и острых углов.
На потолке "отражается" дугообразная линия пола, обозначающая границу кухни и столовой, повторяющая очертания полукруглой барной стойки. Эксперименты с пластикой поверхностей продолжаются и в плоскости стены: "выдавленный" шкаф является как бы промежуточным элементом между архитектурными формами и мебелью. Архитекторы также комбинируют поверхности разной фактуры, неожиданно сочетая, например, плитку, паркет и ковролин.

Возможно, именно благодаря бережному вниманию, которое уделялось здесь каждой вещи, каждой неприметной детали, интерьер получился таким теплым и уютным, что входя в квартиру (в сущности, очень простую), чувствуешь, что жил в этих стенах очень давно. Или всегда собирался так жить, - и вообще непонятно, почему до сих пор еще не живешь.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Фабио Мазоло: «Наша марка — это не мебель, а то, что за ней стоит: эмоции, стиль жизни...»

Фабио Мазоло — из третьего поколения семьи итальянских мебельщиков. Недавно он приезжал в Москву: в интерьерном салоне с говорящим названием Casa Ricca («Богатый дом») открылась экспозиция его марки Giorgio Collection.

#Люди

Гостевой домик в Подмосковье, будто перенёсшийся из Италии

Тоскана? Венето? Ломбардия? Не стоит гадать. Этот гостевой домик находится в Подмосковье, хотя кажется, что он по волшебству перенёсся сюда из Италии.

#Интерьер #Дома #Средиземноморская #Подмосковье

В «Крокус Экспо» продолжается выставка Salone del Mobile.Milano Moscow

​«Миланская» выставка в Москве в самом разгаре. Последний день работы — 13 октября. О том, что вы ещё успеете увидеть в «Крокусе», — в нашем обзоре.

#Новости

50 оттенков серого в доме мистера Грея: особняк Джейми Дорнана

Актер Джейми Дорнан известен прежде всего главной ролью в фильме «50 оттенков серого». Предлагаем прогуляться по голливудскому дому звезды, который недавно был выставлен на продажу.

#Интерьер #Интерьеры знаменитостей #США