Секреты простоты

московская квартира общей площадью 60 м2 Борис Уборевич-Боровский, Алексей Вязьминов

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Зинон Разутдинов

Текст: Людмила Федорова

Архитектор: Борис Уборевич-Боровский, Алексей Вязьминов

Журнал: N4 (9) 1996

Развитие "большого искусства", смена архитектурных стилей чаще всего проходит мимо обычного человека, оставаясь уделом наиболее обеспеченных. Однако и малая площадь, и сравнительно скромные средства - не препятствие для того, чтобы ваш дом приобрел индивидуальность, а повседневная жизнь - черты культурного опыта минувших столетий Задача, стоявшая перед архитекторами Борисом Уборевичем-Боровским и Алексеем Вязьминовым, была простой и сложной одновременно: в ограниченном пространстве и строгих бюджетных рамках создать нестандартный облик квартиры для элегантной дамы, не пожелавшей удовольствоваться евроремонтом. В этом интерьере воплотился отечественный вариант того, что называется "американской мечтой". В какой-то мере он стал реализацией мечты и самих авторов, проектировавших квартиру "для себя" - такую, какой у них никогда не было.
По словам Алексея Вязьминова, слушая песню Булата Окуджавы о портном, которому приносят перешить пиджак, - "чтобы я выглядел счастливым в том пиджаке, пока живу", - он однажды осознал, что архитектор чем-то сродни этому портному; на сей же раз портной, то есть архитектор, представлял себя как бы заказчиком и автором одновременно. Словно знак этого двойничества, с порога бросающийся в глаза зеркальный шкаф, расположенный немного под углом к входной двери, - так, что когда она открывается, возникает иллюзия, будто входят два человека.

Итак, что же включает в себя московская "американская мечта"? Прежде всего - открытое пространство вместо отдельных комнат и коридоров. Поскольку пространство необходимо было высвободить, все внутренние перегородки, как водится, сразу снесли. Изолированными остались лишь спальня и ванная комната, на две ступеньки приподнятые над просторной залой, сосредоточившей функции гостиной, столовой и кухни.
Из спальни в ванную, правда, можно пройти лишь через залу, но в квартире для одного человека вполне оправдано то, что явилось бы недостатком планировки при иных условиях.

Все здесь предельно просто, лаконично, архитекторами использован минимум основных элементов, - интерьер создан как будто из ничего.

Даже мебель, по большей части не подобранная специально, а привезенная со старой квартиры, сразу делает дом обжитым и в каком-то смысле даже одухотворенным.

Помимо мебели, привносящей в частную жизнь ощущение времени, образ квартиры определяют уникальные, удачно найденные предметы: огромный веер, раскинувшийся на стене, модель парусника. Также важны архитектурные нюансы, незаметно переводящие интерьер из плана повседневности в иное измерение, исподволь намечающие его связь с архитектурной традицией.
Благодаря этим приемам квартира и воспринимается как авторская работа, а не как безликое воплощение стандартизованного комфорта.

Единственной деталью индивидуального изготовления являются здесь двери в спальню и в ванную комнату - своими плавными изогнутыми линиями они отдаленно намекают на стилистику эпохи модерна. Эта связь прослеживается скорее не в прямом заимствовании форм, но на более глубоком уровне наследования традиций - внимании к частной жизни, стремлении украсить ее, превратив в произведение искусства. Напоминание о классике или, возможно, о том же модерне, ее цитирующем, - циркульная арка в зале, намечающая деление на функциональные зоны - столовую и гостиную и одновременно обыгрывающая несущую балку.

К авторским находкам можно отнести еще и рельеф потолка - с перепадом уровней, сложным сочетанием кривых линий и острых углов.
На потолке "отражается" дугообразная линия пола, обозначающая границу кухни и столовой, повторяющая очертания полукруглой барной стойки. Эксперименты с пластикой поверхностей продолжаются и в плоскости стены: "выдавленный" шкаф является как бы промежуточным элементом между архитектурными формами и мебелью. Архитекторы также комбинируют поверхности разной фактуры, неожиданно сочетая, например, плитку, паркет и ковролин.

Возможно, именно благодаря бережному вниманию, которое уделялось здесь каждой вещи, каждой неприметной детали, интерьер получился таким теплым и уютным, что входя в квартиру (в сущности, очень простую), чувствуешь, что жил в этих стенах очень давно. Или всегда собирался так жить, - и вообще непонятно, почему до сих пор еще не живешь.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​АрхиЁлка возвращается: приглашаем вас на волшебный предновогодний вечер

5 декабря 2024 года приглашаем вас провести вечер в кругу самых ярких и успешных представителей интерьерного рынка и ведущих международных брендов премиум-сегмента.

#Новости

Жить среди искусства: арт-концепция Hotel Continental

Hotel Continental в центре Москвы стремится удивлять своих гостей, открывая палитру невероятных эмоций и впечатлений. Новая концепция отеля тесно связана с искусством —​ место отдыха, дополненное арт-объектами.

#Новости

Загородный дом в минималистском стиле для молодой семьи

Дизайнер Ольга Безбородова оформила дом для ценителей минимализма. Архитектура и интерьер пронизаны философией легендарного стиля Баухаус, в основе которого лежат функциональность, минимализм и предельный эстетизм.

#Интерьер #Дома #Минимализм #Москва

Стиль джапанди: тренд-2024 и коллекция Gianfranco Ferré Home

Джапанди — стиль оформления интерьеров, в котором японская эстетика (Japan) сочетается со скандинавской (Scandinavia).

#Новости