Сенатский дворец Московского Кремля

Сенатский дворец, созданный архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым - прекрасный образец зрелого московского классицизма

Дата публикации: 01.02.2001

Текст: Сергей Девятов

Фото: Евгений Гаврилов

Журнал: N4 (49) 2001

Московский Кремль, блистательный памятник истории, архитектуры и культуры, - собрание потрясающих памятников разных эпох истории России. Особенно хорош созданный гениальным русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым Сенатский дворец, также называвшийся Зданием судебных установлений, - прекрасный образец зрелого московского классицизма, пожалуй, может претендовать на роль главного архитектурного памятника казаковской эпохи в Москве. Классические пропорции треугольного в плане здания, два огромных купольных перекрытия - таков облик строгого и очень гармоничного дворца. Внутренние же помещения производят на любого посетителя неизгладимое впечатление Главный и самый известный зал Сенатского дворца - огромный Екатерининский зал.
В XIX веке так описывали это гигантское помещение: "Зала эта поражает и идеей ее выполнения, и гигантскими размерами, и тройным в ней светом, и пропорциональной, наконец, соразмерностью частей, из коих одна другую не подавляет, не выказывает в ущерб прочим, но все вместе взятое составляет чудную гармонию и производит поразительный эффект. В особенности поражает в ней изумительная смелость устройства громадного круглого свода".

Сам Казаков в своих проектах называл этот круглый зал ротондой.
Действительно, все ее классические признаки налицо. Строгая колоннада по периметру подчеркивает характер всего здания и преемственность внешнего и внутреннего его оформления. Огромный зал - в диаметре 24, а в высоту 29 метров - поражает в первую очередь строгой соразмерностью всех архитектурных и декоративных элементов, яркими, проработанными деталями, строгими формами колоннады и купола.

Вертикаль зала подчеркнута колоннами коринфского ордера, расположенными с небольшим отступом от стен, и перекрытиями в виде арочных оконных проемов третьего яруса. Белый и голубой цвета зала легко дополнены золотыми фрагментами и завершают целостную картину этого архитектурного памятника. Можно с уверенностью утверждать, что это лучший парадный зал XVIII века в Москве.

Беломраморные колонны, придающие залу особую торжественность и парадную классическую пышность, одновременно оттеняют богатый декор белокаменных стен. На синем фоне - многочисленные барельефы.
Причем в верхнем ярусе изображены великие правители земли русской, а внизу горельефы Круглого зала выполнены в античном стиле и символизируют те или иные деяния императрицы Екатерины Великой.

Еще один сохранившийся с казаковских времен парадный зал Сенатского дворца, Овальный, носит официальное название - Представительский кабинет Президента Российской Федерации. Сохранился декор стен этого зала и изначальная цветовая гамма его оформления.
Сочетание бледно-салатового и белого цветов создает, с одной стороны, камерное впечатление, а с другой, полуколонны, жестко намечающие вертикали зала, подчеркивают классическую строгость его формы.

Несомненным украшением зала служит большой малахитовый камин, декорированный зеркалом с бронзовыми часами и канделябрами на каминной полке. Особый интерес представляет отделка пола. Великолепный паркет имитирует ковер и набран из десятков видов ценных пород дерева. Наборный паркет - это традиционный элемент интерьеров дворцовых ансамблей, причем именно к концу XVIII века это искусство получило в России большое распространение и стало традиционным.

В северном крыле Сенатского дворца расположены рабочие помещения Президента Российской Федерации, в частности, его рабочий кабинет. Он был декорирован заново во время комплексной реставрации и реконструкции Сенатского дворца в 90-е годы. Здесь же, рядом с президентским кабинетом, находится и Зал заседаний Совета безопасности Российской Федерации.
Сам Рабочий кабинет Президента России небольшой, но удобный. При проектировании внутреннего убранства специалисты старались сохранить общую объемно-пространственную концепцию внутренних помещений Сенатского дворца, заложенную еще архитектором Казаковым. Стены обиты безукоризненно подогнанными друг к другу шлифованными панелями из мореного дуба. Из того же материала изготовлена удобная и рациональная мебель. Стены над деревянными панелями имеют глубокий золотистый оттенок.
Потолок украшен строгим орнаментом, и это придает рабочему месту Президента особую парадность и торжественность.

Библиотека Президента Российской Федерации выполнена в традициях русского дворцового строительства середины XVIII века. Книжные шкафы сделаны из темного дерева в традиционной русской манере. Их стеклянные дверцы декорированы легкой позолоченной металлической сеткой с большими ячейками. Яркие плафоны и центральная люстра оттеняют контраст темной мебели и белоснежных стен и купола зала.

Интересной была работа по созданию внутри казаковского комплекса Парадной анфилады представительских помещений. Старое классическое оформление не сохранилось, и это была первая и, к счастью, удачная попытка создания дворцовых интерьеров современными архитекторами в постсоветский период.

Открывает анфиладу Приемная Представительского кабинета Президента.
Общая строгость и пастельные тона в оформлении стен удачно контрастируют с темным деревом, позолоченными вставками входных дверей и такой же темной рабочей мебелью.

Далее мы попадаем в небольшой уютный Кабинет аудиенций, выполненный в лучших традициях казаковского классического дизайна. Небольшая круглая ротонда, перекрытая куполом и декорированная четырьмя колоннами, украшена позолоченной, обитой светло-палевой тканью мебелью. Это помещение предназначено для временного ожидания, но своей гармоничностью и легкостью напоминает беседку в загородном парке. Здесь в наибольшей мере проявился талант российских архитекторов и декораторов, и при виде этой легкой и изящной ротонды возникают аналогии с лучшими произведениями античного искусства.

С кабинетом аудиенций соседствует небольшая Голубая Гостиная.
Общая тональность зала подчеркивается темно-синими с золотом кистями штор и такой же обивкой бело-золотой мебели. Бросаются в глаза зеркальные канделябры, выполненные по лучшим сохранившимся образцам эпохи расцвета московского классицизма, и задающие Голубой Гостиной торжественно-спокойный тон.

Зал аудиенций решен в иной цветовой гамме. В интерьере преобладают светлые тона, декорированные позолотой, на стенах - портреты российских императоров, а великолепный паркетный пол изыскан и изящен. В отделке зала широко применялись белый камень, мрамор, бронза. Самой яркой деталью интерьера стал камин строгих классических форм и пропорций из белого искусственного мрамора светлых, пастельных тонов, украшенный легкими бронзовыми канделябрами и часами со скульптурной группой. Светлые тона стен и арочного потолка оттеняют обильно декорированную позолоченными вставками мебель, а бордовая обивка разнообразит цветовую гамму зала.

Следующий, достаточно скромный зал анфилады - Банкетный зал.
Это вытянутое помещение со сводчатым потолком, зеркальными стенами и полуколоннами. Мебель стилистически приближена к екатерининской эпохе. Стулья, столы, диваны, шкафы сделаны из светлого дерева по сохранившимся чертежам XVIII века. Дворцовое убранство Банкетного зала дополнено строгим рисунком паркета и декоративными вазами в классическом стиле, расположенными на мраморных подставках перед зеркалами. Цвет мебельной обивки гармонирует с мраморными вставками на стенах и мягкими пастельными оттенками отделки деревянных двухстворчатых дверей.

Представительские помещения Сенатского дворца стилистически объединены в единый ансамбль с помещениями анфилады, хотя планировочно выведены за ее рамки. Это Гостиный и Каминный залы, которые используются для проведения рабочих совещаний, переговоров, подписания важнейших межгосударственных документов, и Столовая, где проходят неофициальные завтраки, обеды и рабочие встречи.
Гостиная - один из лучших образцов оформления дворцовых интерьеров XVIII века. Полуколонны из уральского змеевика поддерживают декоративный бело-золотой фриз, идущий вдоль всего помещения. Та же цветовая гамма использована в оформлении дверей, портиков, небольшого кам
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

​АрхиЁлка возвращается: приглашаем вас на волшебный предновогодний вечер

5 декабря 2024 года приглашаем вас провести вечер в кругу самых ярких и успешных представителей интерьерного рынка и ведущих международных брендов премиум-сегмента.

#Новости

Жить среди искусства: арт-концепция Hotel Continental

Hotel Continental в центре Москвы стремится удивлять своих гостей, открывая палитру невероятных эмоций и впечатлений. Новая концепция отеля тесно связана с искусством —​ место отдыха, дополненное арт-объектами.

#Новости

Загородный дом в минималистском стиле для молодой семьи

Дизайнер Ольга Безбородова оформила дом для ценителей минимализма. Архитектура и интерьер пронизаны философией легендарного стиля Баухаус, в основе которого лежат функциональность, минимализм и предельный эстетизм.

#Интерьер #Дома #Минимализм #Москва

Стиль джапанди: тренд-2024 и коллекция Gianfranco Ferré Home

Джапанди — стиль оформления интерьеров, в котором японская эстетика (Japan) сочетается со скандинавской (Scandinavia).

#Новости