Симо Хейккиля: охраняется государством
в галерею
Переезд на периферию не помешал Симо оставаться в центре - в центре событий, в центре внимания. Так, параллельно мебельной ярмарке Habitare-99 проходила его персональная выставка "Периферия".
Простота, пустота, чистота - излюбленные понятия Симо Хейккиля. Он прибегает к ним, говоря и о дизайне мебели, интерьера, и о самой жизни. Пожалуй, для него это взаимозаменяемые синонимы. "Особенность моего стиля жизни заключается в том, что я всегда избегал окружать себя ненужными вещами, сознательно высвобождая пустое (читай: простое, чистое - Л. К.) пространство.
Благодаря этому даже небольшое помещение может оставлять ощущение роскоши". Кстати, приведенная фраза из интервью позволяет понять другой, более глубокий, смысл бегства из стольного града Хельсинки: просто человек возжелал чистоты уединения и роскоши свободы. Какая цельность: творческие идеи переплавляются в жизненные принципы (или наоборот). Наверно, это и есть счастье.
"Самые простые, приземленные вещи и есть самые лучшие". Судя по этому высказыванию, интерес Симо к предметам крестьянского быта неслучаен. Так, для Миланской выставки "Родство душ", куда были приглашены дизайнеры из скандинавских стран, Симо сделал стул с прозрачными спинкой и сиденьем из акрила и ножками, прототипом которых стал кол для стога сена.
Развивая свое кредо, Хейккиля добавляет: "Дизайн должен выражать предназначение вещи, придавая ей естественную, честную, выразительную структуру, и избегать излишней траты материала. Моя работа определяется любопытством к диалогу между материалом и структурой". Что же касается его творческой лаборатории, то начинает Симо с небольшой, скромной детали. Затем переходит к более крупному фрагменту, наконец, исследует структуру и, как результат, становится ясна общая форма.
Особенно красивыми в дизайне Хейккиля оказываются стыки и соединения, как, например, у кресла Bok или стула ETC. А конструктивистский дизайн кресла Tikka определяется характером соединения передних и задних ножек, ножек и спинки - словно это перекрещенные прямые. Для достижения подобного эффекта невесомости потребовалось все традиционное финское мастерство работы с деревом. Ведь как известно, великое искусство и умение выражается в виртуозной непринужденности.
Этим же объясняется и то, что деталь, "хотя она играет важнейшую роль, не всегда видна". Она незаметна, поскольку крайне органична. По сути, детали - это и есть структурные идеи, которые задают эстетический образ вещи. Например, Симо нередко использует черные болты и шурупы. Заметные на светлом дереве шляпки как бы объясняют всю структуру предмета мебели.
Один из последних проектов Симо Хейккиля - полезное и веселое кресло Tumppi на коротких ножках.
Ох, портит нас пассивный комфорт. А вот чтобы сесть или встать с Tumppi, нужно сделать усилие. Это своего рода физическое упражнение. Впрочем, Симо предвидел еще один вариант использования своего кресла. Если, сидя перед телевизором с рюмочкой любимого коньяка, вы хватили лишнего, то падать с Tumppi совсем не больно.
Мебельный дизайн Симо Хейккиля - это непрерывное экспериментирование, "медленный процесс, продвигающийся вперед короткими шажками". Благо, в этом хорошем деле мастеру помогает само финское правительство, предоставляющее ему гранты.