Симо Хейккиля: охраняется государством

Текст: Людмила Кришталева

Журнал: N5 (39) 2000

Несколько лет назад Симо Хейккиля поселился в небольшом городке Ювяскюля в трех часах езды от Хельсинки (что по местным меркам расстояние немалое). По словам Симо, он покинул столицу, чтобы избавиться от презентаций и журналистов, от непрошеных гостей и ненужных разговоров. Решение было сознательным и целенаправленным. Отнюдь не смутная ностальгия, но отчетливое желание как можно больше времени отдавать самому любимому - работе - заставили Симо покинуть Хельсинки, где он родился в 1943 году Поступок Симо Хейккиля показателен во многих смыслах. Он символизирует и характер финского дизайна в целом, и судьбу конкретного человека. Кстати, именно в местечке Ювяскюля в 1923 году Алвар Аалто открыл свою первую архитектурную мастерскую. Традиционно новое создается в ходе медитативного общения с природой и живым материалом - деревом.
Переезд на периферию не помешал Симо оставаться в центре - в центре событий, в центре внимания. Так, параллельно мебельной ярмарке Habitare-99 проходила его персональная выставка "Периферия".

Простота, пустота, чистота - излюбленные понятия Симо Хейккиля. Он прибегает к ним, говоря и о дизайне мебели, интерьера, и о самой жизни. Пожалуй, для него это взаимозаменяемые синонимы. "Особенность моего стиля жизни заключается в том, что я всегда избегал окружать себя ненужными вещами, сознательно высвобождая пустое (читай: простое, чистое - Л. К.) пространство.
Благодаря этому даже небольшое помещение может оставлять ощущение роскоши". Кстати, приведенная фраза из интервью позволяет понять другой, более глубокий, смысл бегства из стольного града Хельсинки: просто человек возжелал чистоты уединения и роскоши свободы. Какая цельность: творческие идеи переплавляются в жизненные принципы (или наоборот). Наверно, это и есть счастье.

"Самые простые, приземленные вещи и есть самые лучшие". Судя по этому высказыванию, интерес Симо к предметам крестьянского быта неслучаен. Так, для Миланской выставки "Родство душ", куда были приглашены дизайнеры из скандинавских стран, Симо сделал стул с прозрачными спинкой и сиденьем из акрила и ножками, прототипом которых стал кол для стога сена.
Развивая свое кредо, Хейккиля добавляет: "Дизайн должен выражать предназначение вещи, придавая ей естественную, честную, выразительную структуру, и избегать излишней траты материала. Моя работа определяется любопытством к диалогу между материалом и структурой". Что же касается его творческой лаборатории, то начинает Симо с небольшой, скромной детали. Затем переходит к более крупному фрагменту, наконец, исследует структуру и, как результат, становится ясна общая форма.

Особенно красивыми в дизайне Хейккиля оказываются стыки и соединения, как, например, у кресла Bok или стула ETC. А конструктивистский дизайн кресла Tikka определяется характером соединения передних и задних ножек, ножек и спинки - словно это перекрещенные прямые. Для достижения подобного эффекта невесомости потребовалось все традиционное финское мастерство работы с деревом. Ведь как известно, великое искусство и умение выражается в виртуозной непринужденности.
Этим же объясняется и то, что деталь, "хотя она играет важнейшую роль, не всегда видна". Она незаметна, поскольку крайне органична. По сути, детали - это и есть структурные идеи, которые задают эстетический образ вещи. Например, Симо нередко использует черные болты и шурупы. Заметные на светлом дереве шляпки как бы объясняют всю структуру предмета мебели.

Один из последних проектов Симо Хейккиля - полезное и веселое кресло Tumppi на коротких ножках.
Ох, портит нас пассивный комфорт. А вот чтобы сесть или встать с Tumppi, нужно сделать усилие. Это своего рода физическое упражнение. Впрочем, Симо предвидел еще один вариант использования своего кресла. Если, сидя перед телевизором с рюмочкой любимого коньяка, вы хватили лишнего, то падать с Tumppi совсем не больно.

Мебельный дизайн Симо Хейккиля - это непрерывное экспериментирование, "медленный процесс, продвигающийся вперед короткими шажками". Благо, в этом хорошем деле мастеру помогает само финское правительство, предоставляющее ему гранты.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

В Miele Центре обсудили правила праздничного этикета

19 декабря прошло заключительное в этом году мероприятие компании Miele и издания SALON-interior.

#Новости

В Miele Центре прошла лекция об истории кухни

13 декабря компания Miele и издание Salon-Interior пригласили архитекторов и дизайнеров интерьера на лекцию и кулинарный мастер-класс.

#Новости

Настоящее французское шале в Подмосковье

Архитектор Татьяна Ильина–Сорокина создала в подмосковном посёлке французское шале.

#Интерьер #Дома #Шале #Подмосковье

Интерьер деревянного дома, наполненный уютом и теплом

Этот дом под Санкт–Петербургом спроектирован и построен под девизом «в гармонии с природой».

#Интерьер #Дома #Санкт-Петербург