Солнце над гостиной
Интервью со знаменитым дизайнером света Аугусто Грилло - главой компании LUMEN CENTER ITALIA и основателем дизайнерской лаборатории Villa Tosca
Перейти
в галерею
в галерею
- Привыкнув уделять гораздо больше внимания мебели, мы недооцениваем свет. Так вышло, что никто не думал всерьез о его качествах. Если вы обращали внимание, утренний свет отличается от вечернего. Во время солнечного заката он уже не белый, а немного красный.
Потом становится темно-красным. И только после этого - темным и совсем черным. Мы приходим домой и включаем... белый свет. Это слишком быстрый переход ото дня к ночи, без полутонов и теней. Я хотел создать аналог натурального света. Так возник проект, который я назвал "Гелиополис". Он стартовал в 1994-м. Он был сделан, чтобы показать дизайнерскому сообществу, что создание чего-то нового - это не просто проблема форм, а глубокое изучение функций. С нами работали астрономы, психологи, социологи, философы, дизайнеры... Они обсуждали качества света, его воздействие на человека. Что представляет из себя свет с биологической, психологической, социологической и исторической точек зрения. В результате мы создали лампы, которые обеспечивают все цвета солнечного спектра: белый свет, белый с желтым, темно- желтым, красным, темно-красным, синим, фиолетовым... На данный момент существует семь разных ламп, сделанных по этой технологии.
S: Таким образом, обладая столь мощным "разносветным" арсеналом, мы можем совершенно иначе, чем раньше, подходить к созданию интерьера. И этот подход оформился как важная, если не ведущая, интерьерная тенденция. Теперь возможности света уже нельзя не учитывать. Особенно это касается роли света в такой важной домашней зоне, как гостиная. А на чем, по-Вашему, основано действие света?
- Свет - важная часть наших эмоций. Если вы хотите написать стихотворение, вы не можете использовать тот же свет, который вам нужен, чтобы сконцентрироваться на работе. Если вы собираетесь сказать своей любимой какие-то слова, вы предпочтете закат солнца, а не полуденный свет.
Мы пытались создать свет для жизни, свет для принятия пищи, свет для работы. Разный свет. В одном и том же помещении. И таким образом мы можем моделировать разные варианты, разные функции, разные эстетики в одном и том же помещении. Сейчас появился огромный сектор, который мы называем домашними развлечениями. Мы придумали новый свет для такого вида окружения - он дает возможность расслабиться. Мне кажется, будущее принадлежит свету, который предназначен для конкретных задач.
S: У Вас были аналогичные проекты после знаменитого "Гелиополиса"?
- "Гелиополис" настолько заинтересовал нас, что сразу после его завершения мы решили приступить еще к одному большому проекту: раскрашиванию музыки. Начало подобным исследованиям положил еще Протагор, который около 2000 лет назад создал инструмент, связавший формы и музыку. Ньютон интересовался синестезией между звуком, формой и цветом.
Скрябин, как и многие другие музыканты, мечтал раскрасить музыку. Мы продолжили эту традицию. Полтора года назад мы закончили работу над прототипом машины, которая способна трансформировать любые виды звуков в формы и цвета. На мой взгляд, эта система дает огромные возможности релаксации. Другая категория света, над которой мы работаем сейчас, - "домашний номадизм" - это лампы без кабелей.
S: Villa Tosca сейчас, пожалуй, одна из самых известных дизайнерских лабораторий. Как она организована?
- Villa Tosca - это не дизайнерская студия, а менеджерский центр, который занимается дизайном. С ней связаны созданные мной две мировые сети и интернет-портал. Одна сеть состоит из дизайнеров, другая - из ученых. Интернет-портал (мы назвали его порталом творчества) обеспечивает связь между дизайнерами и промышленностью. На данный момент в нем более тысячи дизайн-студий.