Современные аспекты респектабельности
квартира общей площадью 300 м2 Татьяна Брусенцова, Александр Брыксин, Анна Павлова
Перейти
в галерею
в галерею
Он не упрощал задачу детализацией своего видения будущего интерьера, но тем же самым и не усложнял ее. Суть высказанных требований укладывалась во вполне обозримые рамки: квартира должна быть рассчитана на семью с ребенком, от помещений ожидается современность и амбициозность. Последнее может означать слишком многое - от авангардного эпатажа до куртуазной роскоши дворцового декора. В данном случае амбициозность предполагала солидность, элегантность, престижность - все то, что понимают под словом респектабельность.
Единственный элемент, на самостоятельном подборе которого заказчик настаивал, - мебель. В иных обстоятельствах такое требование вполне могло бы создать патовую ситуацию. Но в нашем случае компромисс был легко найден: мебель действительно выбирал заказчик. Правда, из образцов, предложенных дизайнером.
Вряд ли стоит вдаваться в подробности того, какой квартира была исходно и какой ее впервые увидел дизайнер, разрабатывающий стиль нового интерьера.
Достаточно сказать, что количество перегородок, деливших круг на множество комнатушек, с трудом поддавалось учету. Помещения были явно не избалованы избытком дневного света, а площади, принадлежавшие коридорам, могли поспорить с площадями комнат.
Однако "респектабельный" - это, безусловно, "просторный". Не может быть ограничивающих движение и взгляд респектабельных вилл, яхт, интерьеров, салонов автомобилей. Итак, прежде всего в "круглой" квартире требовалось убрать большую часть перегородок, дабы избавить пространство от тесноты.
При этом пришлось столкнуться с решительным противодействием ряда конструктивных элементов, не подлежащих сносу. И - использовать их в качестве "союзников". Оценить "дипломатические" способности архитектора посетитель сможет уже в холле. Стена бытовой комнатки оформлена под нишу с диваном в основании и "матиссом" над ним. Но раньше гость должен пройти сквозь строй шкафов для верхней одежды. И многократно отразившись в их зеркалах, причудливо срезанных по одной из вертикальных границ, мимоходом убедиться, что его галстук-бабочка находится точно посредине между кончиками накрахмаленного воротничка. Темный пол из полированного гранита со светлым треугольником, словно бы отражающим половину вырезанного в потолке квадрата, и упомянутая уже стена-ниша позволят гостю совсем ненадолго задуматься о направлении дальнейшего пути. "Камень преткновения" почти не оставляет выбора: "пойдешь направо!" - там светлее, просторнее, и именно там, на полу кухонной зоны, можно обнаружить продолжение гранитной "дорожки".
Кухня, столовая, гостиная и каминная пространственно интегрированы и лишь частично зонированы. Кухня выделена из общего единства не только цветом и материалом пола. Ее площадь ограничена барной стойкой и отмечена пониженным уровнем потолка. Широкая дуга арматуры потолочных светильников динамично очерчивает зону гостиной-столовой, решительно закручиваясь в верхних частях белоснежных колонн. Колонны смотрятся торжественно. Они расположены почти в центре помещения, а между ними, с некоторым смещением к окнам, ожидает гостей большой обеденный стол.
Мягкая мебель гостиной позволила себе повернуться "спиной" к столовой, и только это их и разделяет. В гостиной по стенам расставлены разнообразные шкафы и шкафчики причудливой формы, подчеркивающие эксклюзивность обстановки. Они представляют собой необычные витрины для коллекции морских раковин и итальянского стекла. "Очагом" гостиной вполне можно назвать домашний кинотеатр. Он акцентирует на себе внимание резким контрастом: черный на фоне белой стены. Мебель, расположенная "внимающим" полукругом, подтверждает главенство кинотеатра в строгой иерархии предметов. А с противоположной стороны той же стены занимает почетное место камин - "душа" каминной. Пол в ней, как и на кухне, покрыт гранитом. Но вообще каминная "в полоску и клеточку" выделяется из общей декоративной ситуации - она совсем другая, монохромная и более графичная.
Если говорить о цвето-тональном решении квартиры, то в его основе лежат контрасты светлого и темного, синего и терракотового.
Что вполне может соответствовать понятию "респектабельность". Продолжая аналогии из образов pret-a-portе, следует признать, что все это напоминает не столько помпезный фрак, сколько изящный кремовый смокинг с белоснежными лацканами и двуцветной темной бабочкой. Игра колористических противоположностей несколько драматизирует интерьер. Но отсутствие тотального контраста (белое-черное) заметно разряжает ситуацию: драматизм здесь не конфликтен, его предназначение - поддерживать жизненный тонус.
Пройдя из холла не направо, а налево, в библиотеку, либо из столовой - навстречу аквариуму, в проем между гостевым санузлом и комнатой бытового назначения, попадаешь в интимную зону квартиры. Здесь спрятаны от посторонних глаз три помещения "для внутреннего пользования": кабинет, детская и хозяйская спальня с санузлом. Наиболее строго выглядит, конечно же, кабинет - благодаря обилию темных деталей.
Спальня немного лаконичнее и, естественно, спокойнее. В кремовых стенах, белом потолке, светлом дереве пола и светлом покрывале много убаюкивающей нежности. Здесь меньше всего колористических цитат из гостевой зоны - только темно-синие дверцы платяного шкафа и изголовье кровати цвета вишневого дерева. Но они есть и продолжают начатую ранее игру контрастов.
В детской тональное противостояние сведено к минимуму. Причем цветовая палитра широка, но "мазки" весьма локальны.
Яркие солнечные пятна светильников, картина в изголовье кровати, стеклянные шарики на концах карнизов играют исключительно указательную роль: это комната ребенка. А вот благородные цвета стен, гардин, рисунок лилии на тюлевых занавесках позволяют без труда определить: здесь живет маленькая принцесса. Ну, или почти принцесса.
Покидая квартиру, можно воочию убедиться, что разделение зоны входа и выхода имеет определенный смысл. При входе прихожая воспринимается как пограничная территория между улицей и домом, а следующий за ней холл - уже как часть квартиры. При выходе ощущаешь, что граница проходит через холл. Здесь есть вешалка, шкафчики, зеркало - все необходимое, чтобы привести себя в порядок перед тем, как покинуть дом. Ведь выходить из этого "круга" следует с видом не менее респектабельным, чем был при входе.