Созвучия жизни
Икебана. Энергетика, динамика, экспрессия. Выразительность природных элементов
в галерею
Традиции бережно хранятся, передаются и совершенствуются. Например, одна из двух крупнейших школ икебаны - "Согэцу" (слово образовано из двух японских иероглифов, означающих "трава" и "луна") органично прижилась и успешно развивается в России. Об этом красноречиво свидетельствуют российские преподаватели, достигшие высокого уровня, признанные японскими мастерами и способные передавать ученикам традиционные принципы и методы этой школы.
Одна из них - Ольга Фомичева. Работы, представленные вашему вниманию, созданы ею и ее ученицами.
То, что мы видим - своеобразный симбиоз: японская аранжировка цветов и керамика, изготовленная в мастерской Виктора Решетникова. Как художник Виктор формировался в русле эстонского направления, отличающегося выразительной простотой и лаконичностью. "Я многому научился у природы, наблюдая за ее творениями, - говорит он. - Изучал объемы, заключенные в формы яблока, груши, персика; цвета и фактуры кожуры дыни, коры дерева, кожи лягушки... - все это научило меня для каждой формы подбирать цвет и текстуру, наиболее выгодно подающие ее".
Ознакомившись с работами мастеров школы "Согэцу", художник-керамист еще больше утвердился в своем призвании: интерпретации природных форм в художественных образах минимализма. Вазы приглушенных цветов из этой коллекции послужили импульсом для создания флористических композиций в традиции "Согэцу".
Появление икебаны в доме - появление в нем самой природы. Растения соединяют внутреннее замкнутое пространство дома с внешним, открытым миром, как бы размывая границы между ними. Выразительность, самобытность природных элементов многократно усиливаются благодаря особому видению мастера, его умению их выявить и подчеркнуть.
Икебана позволяет получать неожиданное тончайшее наслаждение от, казалось бы, привычных вещей.
Японская аранжировка пронзительна. Это достигается именно тем, что обобщенный образ каждой составляющей (ваза, цветок, листья, ветки и т. д.) вступает во взаимодействие друг с другом. Без этого собранные вместе расВ икебане особое место отводится акценту: цветовому, фактурному, смысловому.
Акцент - это не обязательно группа цветов, это может быть взаимодействие линий, плоскостей, то есть то, на что мы должны обратить внимание. тения превращаются в обыкновенный букет, лишенный свойственных икебане динамики, экспрессии и энергетики.
Искусство развивается так же быстро как и наука. Существует постоянное движение, возникают новые тенденции, однако икебана все время обращается к корням, что позволяет ей сохранить наряду с острой актуальностью незамутненную чистоту древнего искусства, неисчерпаемого и многоликого.