Старая история
Бывший доходный дом фарфорового промышленника Кузнецова на Мясницкой улице известен многим москвичам. Дизайнер Анна Разумеева-Смирнова преобразила мансарду в лофт
в галерею
Я люблю старые московские дома, дворы с обитающими там кошками, гулкие парадные, где прохладно даже в жару, - говорит дизайнер Анна Смирнова. - Бывший доходный дом фарфорового промышленника Кузнецова на Мясницкой улице известен многим москвичам. Это памятник архитектуры постройки 1911 года. Кстати, и сам Кузнецов жил там: в том же подъезде, на четвертом этаже. По счастливой случайности, когда мы начинали ремонт, туда еще можно было попасть - сфотографировать лепнину, оригинальные ручки окон и дверей, сами двери, которые теперь утрачены. Наша квартира - это мансарда. Хорошо то, что там после революции ни разу не делался капитальный ремонт, в свое время там поставили дополнительные перегородки, а отделка вся осталась практически не тронутой.
Эо дало возможность по мелочам, по отдельным предметам сохранившегося быта того времени воссоздать образ типичного московского доходного дома начала века. Моя заказчица - современная девушка, и ей, конечно, ближе совсем другой стиль. Но она, так же как и я, не хотела разрушать уже сложившийся облик дома. Такое отношение нечасто встретишь, и я надеюсь, что ее квартира тоже ответит ей взаимностью. Ведь очень важно любить свой город и бережно относиться к его наследию.
"Квартира в доме Кузнецова, которую мне предложили сделать, хоть и была в очень запущенном состоянии, но все же имела свой стиль, свой неповторимый облик. И это очень хотелось сохранить. По образованию я художник, и мыслю, скорее, образами и впечатлениями. Может быть, поэтому идея квартиры родилась достаточно легко."
В нашем случае материалы подобрали как-то сразу и легко. А вот техническая сторона оказалась достаточно сложной. Пришлось рассчитывать нагрузки, укреплять перекрытия, а проект согласовывать не только с необходимыми инстанциями, но еще и с соседями. Поэтому и ремонт длился довольно долго - больше года.
Лепнина в квартире сохранилась с дореволюционных времен. Ее было несколько видов, но вся она была строгой: с тягами и паддугами. Похожая лепнина часто присутствует в постройках того времени. Сохранить ее, к сожалению, было нельзя, так как мы довольно сильно перепланировали помещение. Но еще до начала ремонта мы сняли слепки с нее и в дальнейшем их использовали.
Облик квартиры во многом определила столярка. В подъезде дома и сейчас сохранились красивые двери - высокие, двустворчатые и с резьбой. Внутри квартир они различались: у Кузнецова рисунок дверей был более сложным. Но везде, и в оконных переплетах тоже, присутствовала тема вытянутого шестигранника. Поэтому эскизы новых дверей я рисовала, что называется, по мотивам старых.
"Мне всегда приятно, когда заказчик тоже начинает чувствовать стиль интерьера, и тогда моя работа превращается в сотрудничество. Это значит, что я старалась не зря".
Использовать существующие двери не представлялось возможным не только по причине их плохой сохранности, но и потому что нам потребовались и гардеробные двери, и двери-книжки, и встроенные в стену витрины, и даже винный шкаф.
Входную дверь мы сделали с металлической начинкой. При этом снаружи она выглядит как все двери в подъезде: темно-коричневая и с резьбой, а изнутри - как обычная межкомнатная.
Эскизы окон тоже были сделаны по мотивам существующих - с делением рам в верхней части на квадратики. В гостиной, возле камина, одно из окон мы сделали шестигранным (раньше там было простое, прорубленное в советское время). Подобные окна уже были в других частях дома. Поэтому, на мой взгляд, оно смотрится достаточно органично и очень украшает интерьер. Правда, я бы покрасила рамы в светлый цвет, как было принято в начале века. Но хозяйке очень нравится вид натурального дерева, и мне это не показалось большим нарушением. В конце концов, это все же не музей, а квартира. В одной из комнат окон не было вовсе, а верхний свет проникал сквозь стеклянный "фонарь" в крыше. Там мы сделали ванную комнату, и теперь, принимая ванну, можно видеть небо.
Внешний вид камина нам воссоздали уральские литейщики по слепкам, сделанным с очага, сохранившегося в кузнецовской квартире.
Под камин очень подошли современные итальянские батареи под старину - высокие, темно-коричневые, с рельефным узором и латунными вентилями. В гостиной, чтобы оживить большую площадь пола, покрытого дубовой доской, я предложила врезать в него мраморный мозаичный ковер. В эскизе я повторила тему гобеленовой обивки пуфа в восточном стиле, московские мастера выложили эту мозаику, а хозяйка дополнила тему восточным шерстяным ковром.