Стекло: тема с вариациями
Из истории стекла
в галерею
В окруженном пустынями Египте недостатка в основном компоненте для создания стеклянной массы - кварцевом песке - не было. На стенах гробниц сохранились рисунки, которым почти четыре тысячи лет, - рабы с длинными трубками раздувают, как мыльные пузыри, зачерпнутые из чанов сгустки полупрозрачного варева. Точно так же, рискуя обжечь себе легкие, делают авторские изделия современные стеклодувы.
На протяжении многих веков стекло считалось атрибутом стабильной жизни, - это не серебро, которое в трудный год императорским указом можно переделать из посуды в монеты. Августейшие особы очень ценили возможность потешить себя и гостей стеклянными диковинками.
Скажем, Петр I на своих ассамблеях любил во время приема предложить высокопоставленному лицу выпить из бокала-шутихи: "Напейся, да не облейся!" Одариваемый такой милостью счастливец тянул вино, приложившись к стеклянной трубочке, идущей со дна сосуда, и в тот же момент из двух других на его праздничный наряд выливалось все содержимое бокала.
Такие игрушки, "шутя", делали венецианцы, причем пользуясь для этого весьма сложной техникой. В XVI-XVII веках их стекло, ставшее европейским бестселлером, конечно, привозилось и в Россию. Невероятным расцветом стеклоделия венецианцы были обязаны указу 1291 года, по которому всех мастеров переселили на остров Мурано. С одной стороны, причина была бытовая - из-за опасности возникновения пожаров, ведь стеклянная масса должна плавиться в печи, раскаленной почти до полутора тысяч градусов. Но одновременно этим решением венецианцы обеспечили сохранность своих уникальных технологий - по закону стеклодувов, покинувших Мурано, казнили. Зато у себя на острове они пользовались привилегиями и сами могли безнаказанно расправиться с кем угодно. Соперников у венецианского стекла не было.
"Головорезы", как назвал муранцев Казанова, из тончайших стеклянных волосков делали снасти крошечных корабликов или сплетали филигранное стеклянное кружево, растягивающееся при выдувании в сложные узоры на поверхности сосуда. Они придумали виртуозную технику миллефьори ("тысяча цветов"), когда соединенные в жгуты разноцветные стеклянные нити режутся поперек, в сечении, так что получаются "цветы". Многие приемы родились из-за случайных ошибок в производстве. Например, кракелирование, то есть образование трещинок на поверхности, или техника пулегозо - пузырьки воздуха в толще стекла. Увы, в 1797 году французские солдаты разрушили венецианские мастерские, и легендарные технологии были с трудом восстановлены много лет спустя.
XIX век открыл новые технологии и, главное, промышленное производство. Многие нынешние европейские марки появились тогда же. Производство стекла и хрусталя немецкой фирмой VILLEROY&BOCH было запущено в 1843 году. Возникший в конце века стиль модерн, или, как говорят французы, ар нуво, соединив технические открытия с неповторимостью ручной работы, дал такие громкие имена, как GALLE и LALIQUE.
Эмиль Галле, увлекавшийся ботаникой, создал уникальный стиль для ваз из многослойного цветного стекла, украшенных цветочными мотивами.
"В вазы Галле нельзя ставить цветы, в них они всегда выглядят увядшими", - писал Оскар Уайльд. Другой француз, ювелир Рене Лалик, придумывавший украшения для Сары Бернар, соорудил к Всемирной выставке в Париже в 1925 году, апофеозу ар деко, целый фонтан из цветного стекла с подсветкой. Завоевавшая мировую славу фирма LALIQUE до сих пор выпускает в манере Рене Лалика скульптуры из прессованного стекла с матовой поверхностью.
Американец Тиффани, сын известного ювелира-основателя фирмы, отказался от традиционных способов декора. Увидев однажды испорченное временем античное стекло, оплывшее и сплошь покрытое разводами, он придумал иризирующее, то есть с радужным отливом, стекло. Позже Тиффани стал делать стеклянные абажуры в духе средневековых витражей.
В 1916 году мастер Симон Гате, только поступивший на шведское стекольное предприятие ORREFORS, изобрел новую технику обработки стекла, которая необычно преломляет свет. Гате назвал этот стиль "грааль" по ассоциации со священным Граалем. Теперь составляющие единый концерн шведские мануфактуры ORREFORS и KOSTA BODA, еще в начале XX века неизвестные за пределами своей страны, выставляются в Эрмитаже.
Стекло продолжает свои превращения. Даже маленькая стеклянная вещица обладает магической силой и может преобразить все вокруг себя. Недаром одно время католическая церковь запрещала их, считая причастными к колдовским обрядам.