Стиль 'Де стиль'

московская квартира общей площадью 168 м2 Жанна Кочурова, Дмитрий Быков Эстетика пространства квартиры, состоящего из различных по фактуре и цвету перпендикулярных плоскостей

Дата публикации: 01.07.2001

Фото: Алексей Князев

Текст: Ирина Скорова

Автор проекта: Дмитрий Быков, Жанна Кочурова, Елена Кларк

Журнал: N2 (58) 2002

Ультрасовременный жилой интерьер требует сугубой тщательности в исполнении. Все приобретает равную значимость - пропорции, фактура, цвет. И даже зритель необходим особый - лучше, если это человек восприимчивый и, если угодно, пресытившийся, обладающий обостренным чувством стиля. Тогда гармоничная простота вознаграждает ценителя - и приобретает статус организованного целого Существует не слишком много идей в искусстве, предложивших свое, кардинально нетрадиционное понимание жизнеустройства. Голландские архитекторы группы "Де стиль" в начале ХХ века создали новую эстетику частной жизни - единое пространство, которое организовано... контрастными цветовыми плоскостями. Это не просто живописный эксперимент - такой подход имеет в виду особый масштаб бытия, в котором общее жизненное пространство семьи предполагает самодостаточность, автономность личности каждого.

Тема перпендикулярных плоскостей - разных по фактуре и цвету - возникает в этом доме сразу: стремительно и уверенно. "Воздушная" стеклянная прихожая плавно перетекает в зону гостиной, столовой и кухни. Движение направляет грубовато оштукатуренная плоскость стены цвета красной глины. Эта стена-перегородка задает геометрический стиль, свойственный, как выяснится, всему пространству, и выстраивает планировочную драматургию всего интерьера. С одной стороны значительность терракотовой стены "разбивается" о легкий стеклянный массив стеклоблоков: здесь располагается хозяйственная зона квартиры. Зато со стороны просторной гостиной масштаб и почти физически ощутимое тепло терракоты поддерживаются другими элементами интерьера: активными цветовыми плоскостями и серебристо-голубыми рамами.
По воле архитекторов они трансформируются в портал, обозначая несуществующую границу между помещениями, или становятся элементами мебели, подчеркивая столовую зону. Рамы помогают архитекторам решить пространственную задачу: придают ему рациональную геометричность. Строгая геометрия обусловливает лаконизм во всем: минимум мебели, пуритански непритязательный стол, стулья, комоды. В гостиной - огромный угловой диван.
"Конструктивно продуманная" мебель, свободно заданное пространство поддерживаются еще одним архитектурным решением: свет здесь, как на театре, "передвижной"! Светильники, укрепленные на потолке в своего рода "полозьях", послушно "мобилизуются" в разные точки плоскости и актуализируют, формируют разные объемы в едином, казалось бы, пространстве.

Даже интимная часть - спальня и детская - выдержаны в той же манере. Благородная строгость (формы мебели) гармонично уравновешены мягкими оттенками - и цвета, и света. Спальную зону от гардеробной отделяет подобие серебристой рамы. Шкаф - это одновременно и утилитарная вещь, и активный архитектурный элемент с металлическими и стеклянными плоскостями.

Игра плоскостей в этой квартире как будто не знает ограничений.
Это же правило действует в помещениях санузлов: все стены выполнены по-разному, отличие - обязательный принцип сочетаемости плоскостей.

Цветовая гамма в соединении с "перпендикулярными" объемами создает особое философское "поле": природные цвета - глиняный, песчаный, скалистый, графит - "выстроены" по безукоризненно прямым линиям. Так что контраст возникает не столько на уровне зрительных ощущений, сколько в сфере глубинных психологических ощущений - естественность, облеченная в жестко заданные урбанистические "координаты". Это хорошо знакомый нам мир мегаполиса, который кажется более родным, чем пугающая первозданность природы. В детской комнате, напротив, архитекторы выступили скорее как колористы: именно цвет мебели создает образ этой части жилища - здесь атмосфера чистого гедонизма, радостного неведения о том, что мир "перпендикулярен" - логичен, выверен, предсказуем.

Дмитрий Быков:

"В проектировании для нас приоритетным является собственно пространство, первична архитектурная деталь. Но, конечно, не только. Это еще и образ семьи, которой здесь жить".

Жанна Кочурова:

"Главная тема - большие плоскости, которые, "работая" вместе, создают контраст. Терракотовые стены, стеклянные поверхности... И еще монолитные стены активных цветов. Важную роль играют и свет, и уровни потолка, и различная фактура пола".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

10 типов личности как подсказка при выборе дизайна интерьера

Личность человека сложнее, чем тренды. Поэтому то, что кажется красивым и модным одному, для другого будет обычным или даже отталкивающим. И это нормально — ориентироваться на свои интересы и вкусы, а не на то, что диктует мода, особенно если речь идет о пространстве, где человек отдыхает — о его доме.

#Интерьер

​Какие западные дизайн-приемы актуальны для российских интерьеров: 5 мнений профи

Дизайн не имеет границ! Посмотрите, какие решения могут сделать ваш интерьер функциональнее и уютнее.

#Интерьер #Дома

Стоят своих денег: 10 самых дорогих отелей мира

Если вы верите, что семизвездочный отель-парус Бурдж Аль Араб — все еще самый дорогой, то это не так. Он только на девятом месте. Расскажем, кто же выше него.

#Интерьер #Отели

Особняк у океана: потрясающий дом Шэрон Стоун

Голливудская звезда выбрала фешенебельный пригород Сан-Франциско.

#Интерьер #Итальянская классика #Интерьеры знаменитостей #США