Стиль 'Де стиль'
московская квартира общей площадью 168 м2 Жанна Кочурова, Дмитрий Быков Эстетика пространства квартиры, состоящего из различных по фактуре и цвету перпендикулярных плоскостей
в галерею
Тема перпендикулярных плоскостей - разных по фактуре и цвету - возникает в этом доме сразу: стремительно и уверенно. "Воздушная" стеклянная прихожая плавно перетекает в зону гостиной, столовой и кухни. Движение направляет грубовато оштукатуренная плоскость стены цвета красной глины. Эта стена-перегородка задает геометрический стиль, свойственный, как выяснится, всему пространству, и выстраивает планировочную драматургию всего интерьера. С одной стороны значительность терракотовой стены "разбивается" о легкий стеклянный массив стеклоблоков: здесь располагается хозяйственная зона квартиры. Зато со стороны просторной гостиной масштаб и почти физически ощутимое тепло терракоты поддерживаются другими элементами интерьера: активными цветовыми плоскостями и серебристо-голубыми рамами.
По воле архитекторов они трансформируются в портал, обозначая несуществующую границу между помещениями, или становятся элементами мебели, подчеркивая столовую зону. Рамы помогают архитекторам решить пространственную задачу: придают ему рациональную геометричность. Строгая геометрия обусловливает лаконизм во всем: минимум мебели, пуритански непритязательный стол, стулья, комоды. В гостиной - огромный угловой диван.
"Конструктивно продуманная" мебель, свободно заданное пространство поддерживаются еще одним архитектурным решением: свет здесь, как на театре, "передвижной"! Светильники, укрепленные на потолке в своего рода "полозьях", послушно "мобилизуются" в разные точки плоскости и актуализируют, формируют разные объемы в едином, казалось бы, пространстве.
Даже интимная часть - спальня и детская - выдержаны в той же манере. Благородная строгость (формы мебели) гармонично уравновешены мягкими оттенками - и цвета, и света. Спальную зону от гардеробной отделяет подобие серебристой рамы. Шкаф - это одновременно и утилитарная вещь, и активный архитектурный элемент с металлическими и стеклянными плоскостями.
Игра плоскостей в этой квартире как будто не знает ограничений.
Это же правило действует в помещениях санузлов: все стены выполнены по-разному, отличие - обязательный принцип сочетаемости плоскостей.
Цветовая гамма в соединении с "перпендикулярными" объемами создает особое философское "поле": природные цвета - глиняный, песчаный, скалистый, графит - "выстроены" по безукоризненно прямым линиям. Так что контраст возникает не столько на уровне зрительных ощущений, сколько в сфере глубинных психологических ощущений - естественность, облеченная в жестко заданные урбанистические "координаты". Это хорошо знакомый нам мир мегаполиса, который кажется более родным, чем пугающая первозданность природы. В детской комнате, напротив, архитекторы выступили скорее как колористы: именно цвет мебели создает образ этой части жилища - здесь атмосфера чистого гедонизма, радостного неведения о том, что мир "перпендикулярен" - логичен, выверен, предсказуем.
"В проектировании для нас приоритетным является собственно пространство, первична архитектурная деталь. Но, конечно, не только. Это еще и образ семьи, которой здесь жить".
"Главная тема - большие плоскости, которые, "работая" вместе, создают контраст. Терракотовые стены, стеклянные поверхности... И еще монолитные стены активных цветов. Важную роль играют и свет, и уровни потолка, и различная фактура пола".