Стиль для высшего общества
квартира (180 м2) в историческом центре Москвы Борис Уборевич-Боровский
в галерею
А пока - заказчики: молодой банкир, его жена и ребенок. Архитектор - Борис Уборевич-Боровский. Квартира располагается в новом доме, построенном в историческом центре Москвы. Отсюда архитектурные формы классики на фасаде, монолитные стены и перекрытия. И - совершенно нелогичная изначальная планировка. Так в интересующей нас квартире предполагалась довольно большая (46 м2), но непропорционально вытянутая гостиная, да еще с единственным маленьким окошком в торце. Другая "оплошность" проекта - отсутствие подсобных помещений.
Планировочно Борис Уборевич-Боровский принял революционное решение: поменять все местами. Теперь на месте длинной темной гостиной - спальная зона, а на месте "никаких" спален - как раз гостиная, кухня и кабинет. Понятно, и кладовки появились, и гардеробная, и даже хозяйственная комната. Однако о планировке - оригинальной, интересной, удобной - позже. Ибо главным стал все же поиск стиля. Стиля дома для современных представителей высшего общества.
Хотим мы этого или нет, но солидные люди традиционно предпочитают классику. Но как ее подать? В данном случае было ясно, что находиться в декорациях, полностью воспроизводящих историческую эпоху, хозяева не согласятся. Тогда цитата? И вот автор проекта остановил свой выбор на "знаковом" элементе - парных дорических колоннах тосканского ордера. Им было назначено предварять вход в гостевую зону и, что важно, соседствовать со "знаковыми" же современными вещами. В прихожей, как раз напротив колонн, висит одно из знаменитых зеркал Филиппа Старка. Довершает постмодернистскую идиллию модная металлическая вешалка.
А дальше начался эдакий захватывающий интеллектуальный пинг-понг: архитектор подавал идею, заказчик, приняв ее, нередко предлагал свои варианты развития замысла. Так, одиноко стоящие колонны были дополнены классической стеной. В результате при входе в гостиную образовался целый островок притягательного прошлого.
По инициативе хозяина в коридорчике, соединяющем гостевую и спальную половины, появился эффектный светильник "Паук".
Но пора, наконец, войти в гостиную и окунуться в мир, который так тщательно продумывался, так подробно обсуждался, так скрупулезно создавался. Первое впечатление: мягкость, сдержанные формы, отсутствие яркого цвета . Собственно гостиная очерчена по полу гранитным треугольником, по потолку - световым карнизом. Наличие в ней не просто дорогих и красивых, а известных ("знаковых") предметов, ставших современной классикой, - одно из требований стиля квартиры. Другое дело, что объединены все эти произведения дизайна просто гениально: ни одно не "выпячивается", все вместе, да еще вкупе с авторскими деталями, образуют по-настоящему уютную, хотя и безусловно представительную, сверхпрестижную обстановку. Заслуживает внимания стойка для аппаратуры, выполненная специально для этого помещения: сочетание хрома и дерева, каменные полки...
Судя по всему, в авторских предметах суммируются основополагающие черты стиля высшего общества (по Уборевичу-Боровскому, разумеется).
Левое и правое крыло представительской половины занимают, соответственно, кухня и кабинет. Их выделенность заметна с первого же момента: обе зоны отмечены световым фонарем потолка. Структурно же они отъединены от гостиной по-разному. Кухня - ступенькой гранитного пола и авторской барной стойкой. Плюс серый матовый лак мебели "Сиематик" - и получается нечто строго-торжественное, пастельное, поддерживающее монохромность интерьера в целом.
Что касается кабинета, то благодаря четырехстворчатой двери-перегородке (авторская работа) он то вливается в общее гостевое пространство, то обосабливается за непрозрачным стеклом. Как все уже виденные нами помещения квартиры, он необычен по форме. Треугольное основное пространство дополнено закутком-альковом с диванчиком. А уже к этому закутку примыкает небольшая кладовая. И наводит на упоительные мысли о потайных комнатах и прочей романтической атрибутике настоящего классического кабинета.
Особого упоминания заслуживает письменный стол на элегантных ножках, достойное детище "Уборевич-дизайна". Вообще же в кабинете чуть-чуть добавлено цвета. Немного теплее оттенок стен, едва заметно ярче, бархатистее мебель. Так сдержанно нам намекают, что комната по своему назначению занимает промежуточное положение между официальными и интимными помещениями. В последние мы и направимся. И начнем со спальни хозяев. Пожалуй, точнее всего определить ее как изысканно-красивую. В серебристом сиянии люстры и светильников буквально "купается" простая по форме кровать.
По соседству с нею - два удобных кресла. Потолок комбинированный: область над кроватью обрисована световым карнизом, а над креслами мерцает несколько усложненный, нежно изогнутый фонарь. Раздвижную дверь-шкаф в гардеробную предложил заказчик. Обратите внимание на изменение характера цвета: дерево черешни, использованное в спальне, несет природное тепло. Плюс оттенки стен и деталей - и суть пространства изменилась.
Работа над детской шла в несколько этапов. Заказчики обязательно хотели, чтобы здесь была кровать-корабль. Архитектор, с учетом этой кровати, предложил "морскую" стилистику комнаты в целом. Хозяин же подсказал идею подиума-пристани. И чтобы над подиумом, на стене, изображался волшебный город, к которому причалил корабль. Заметим, что над эскизами стенной росписи работали несколько художников.
И заключительный аккорд квартиры - ванная комната. Под нее удалось "выкроить" аж тринадцать квадратных метров площади, на которых творческая фантазия и мастерство архитектора проявились с удивительной полнотой.
Под световым фонарем потолка установлена круглая ванна. К ней ведут круглые же мраморные ступени, уложенные на подсвеченные стеклоблоки. Тема круга продолжена световым карнизом потолка. А дальше, над умывальным столом - третий вариант потолка, зеркальный. Мрамор, черная мебель (по определению Бориса Уборевича-Боровского - "чуть японская"), два зеркала, одно из которых двойное... Получилось неоднозначное многомерное пространство, разделенное на зоны без помощи перегородок. Цвет - самый насыщенный в квартире, но без кричащей яркости. Побывав в этой ванной, соглашаешься: да, она способна удовлетворить самый взыскательный вкус.
Вот таким архитектор Борис Уборевич-Боровский увидел стиль, достойный людей из высшего общества. Не стремящихся к дешевому блеску, но умеющих ценить красоту и качество. Имеющих возможность не зацикливаться на одной лишь функциональности, но отвергающих купеческую пышность. Живущих насыщенно и энергично, а потому очень нуждающихся в добром уюте родного дома.