Стильная фантазия на тему комфорта
квартира общей площадью 87,25 м2 Юлий Борисов
в галерею
Начнем с самого начала: какие требования предъявлялись к этой квартире? Пожалуй, стоит дословно процитировать хозяев (молодую и очень современную супружескую пару с хорошим чувством юмора): должна была получиться "стильная хата без дизайну". То есть простое, спокойное жилье с оформлением, которое не являлось бы самоцелью, не изобиловало "наворотами", а соответствовало бы на все сто вкусам и привычкам владельцев. Этакий дизайн-невидимка.
Возникнуть "хате" суждено было на месте помещения, названного архитектором Юлием Борисовым "многокомнатным и неинтересным". Первоначальная планировка чем-то напоминала ильфо-петровское общежитие имени монаха Бертольда Шварца, в котором "большая комната была разрезана фанерными перегородками на длинные ломти, в два аршина шириной каждый.
Комнаты были похожи на пеналы..." Для того чтобы квартира приобрела "интересность", архитектор включил в общее пространство площадь коридора, создал компактную прихожую, по традиции совместил ванную с туалетом, увеличил кухню, а выход из нее в гостиную сделал свободным, без двери. После реконструкции из четырех комнат получилось три: гостиная, спальня и детская. Причем в гостиной, благодаря образованной выступом несущей колонны нише, выделилось место для рабочего кабинета. Здесь расположился стол с настольной лампой, удобный стул и шкаф с деловой документацией.
Квартира уникальна тем, что в ней практически отсутствуют шкафы. По большому счету, их всего два: встроенный шкаф в спальне и второй - в прихожей. "Виновата" в этом принципиальная позиция хозяйки: никакого хлама. Так же сурово хозяйка отнеслась и к кухонным припасам - многочисленным баночкам с соленьями-вареньями. В результате кухонная мебель, за ненадобностью, лишилась традиционных закрытых полок и секций.
Ассоциация вторая: что есть студия
Когда-то студией назывались помещения, "где молодые люди, изучавшие живопись или музыку, собирались, чтобы потолковать о светотени, Вагнере, музыке, творениях Рембрандта, картинах, обоях..." Позже, если большая и нескладная по форме комната получала звание студии, это избавляло ее обладателя (как правило, молодого интеллектуала) от необходимости буржуазно-прилично меблировать жилище. Постепенно стали появляться не только студии-комнаты, но и целые студии-квартиры, представляющие собой единое большое, светлое пространство.
В данном случае студией вполне можно назвать самую большую (46,25 м2) комнату квартиры. По замыслу архитектора, она является центром планировки, вокруг которого группируются все остальные помещения. Благодаря мно-жеству различных ракурсов возникает характерное для комнаты студийного типа динамичное ощущение "все на виду".
Это впечатление закрепляется еще и тем, что остальные комнаты, выполненные в единой с гостиной цветовой гамме (светлые породы дерева - палубный паркет из каучукового дерева и мебель из березы, бука и клена; белые стены), оставаясь изолированными, оптически как бы объединяются. Большое окно, выходящее на балкон и занавешенное только белым тюлем, дает эффект общей освещенности. Кстати, необходимый для студии живописный вид из окна также имеется: великолепное дерево словно обрамлено в белое паспарту оконной рамы.
Есть здесь и настоящая коллекция. Хозяин дома уже лет семь как собирает фигурки бегемотов - каменных, бронзовых, золотых-серебряных, деревянных-оловянных и прочих. Большинство зверей чинно выстроились на специально отведенном для них стеллаже. Остальные же потихоньку разбредаются по всей квартире, забираясь на столы и столики. Одного довольно крупного бегемота я застала на полу у дивана, где он весьма уютно обустроился, словно свернувшаяся в ногах толстая кошка.
И еще один "артистический" элемент оформления. Обычно посреди классической студии возвышалась какая-нибудь гипсовая копия Венеры в четверть натуральной величины - для набросков, или арфа, или, на худой конец, анатомический скелет - в качестве вешалки. В нашем же случае подобной доминантой стала одна из четырех имеющихся в квартире несущих колонн. "Столб обыкновенный" (определение от архитектора) придает гостиной определенный шарм и способствует зрительной игре с пространством.
В результате продуманного "стечения обстоятельств" в студии-гостиной хозяева проводят значительно больше времени, чем в кухне, детской и спальне.
Констатация - первая и последняя: не книгохранилище
О том, что отдыхать здесь принято со вкусом, свидетельствуют книги и художественные альбомы, а также собрание классики мирового кинематографа и богатая фонотека. Библиотека и видеотека любовно расставлены на алюминиевых стеллажах. Благодаря необыкновенной конструктивной легкости последних ассоциаций с плотно забитыми полками Ленинской библиотеки или Госфильмофонда не возникает. Между стеллажами размещены оригинальные системы хранения компакт-дисков, выполненные из гофрированного алюминия (этакие тубусы, открывающиеся и закрывающиеся едва заметным прикосновением ладони). В специальном углублении - "металлизированные" телевизор и стереосистема. Весь этот металл - не хай-тек как таковой, но намек на него.
Надо отметить, что сочетание светлого паркета и металла придает интерьеру особую контрастную динамичность.
Когда книга или кассета выбрана, можно поставить на стеклянный столик, напоминающий растянутый за концы квадратный платок, блюдо с фруктами и посибаритствовать. В вашем распоряжении целая система для отдыха - диван, кресла и банкетка под ноги. Чехлы несложно поменять, "покрасив" таким образом белый диван в красный цвет. Другой вариант - оставить диван белым, а кресла сделать салатового цвета.
Ассоциация третья: транспортная
После выравнивания и подшивания потолки стали ниже исходных 2,75 м. Это не могло не сказаться на формировании пространства, и пришлось спасать положение. В результате нашли светильники с небольшими "металлическими" плафончиками, передвигающимися по проводам-тросикам. Что, во-первых, весьма украсило сам потолок - он перестал казаться бескрайним и унылым; во-вторых, задавая определенный световой режим, можно образовывать в гостиной уютные уголки. Кстати, сходство тросиков светильника с подвесными троллейбусными проводами настолько очевидно, что некоторые гости опасливо интересуются: "А током случайно не ударит?" Зато более оптимистично настроенным конструкция напоминает новогоднюю гирлянду с лампочками.
В освещении гостиной есть и еще один маленький секрет. Большие матовые стекла в дверях служат своего рода плафонами. Если в студии горит свет, то ночник в детской или спальне можно не зажигать.
Ассоциация четвертая: естественность и натуральность
Оформление спальни достаточно традиционно: бело-бежевая гамма, встроенный шкаф с точечными светильниками над ним, два простых бра из белого матового стекла, торшер с мягким светом, столик для "завтрака в постель". Шкаф сделан из гофрированного светлого металла, неожиданно гармонирующего и с холодноватым алюминием двери, и с природным теплом дерева кровати и паркета. Стул на блестящих ножках, выглядящий как близкий родственник мебели из гостиной, на поверку оказывается пружиняще-упругим и к долгому сидению не располагает.
Тематически к спальне близка детская, хотя планировочно эти помещения максимально далеки друг от друга. Та же цветовая гамма, тот же "джутовый" карниз, такая же гофрированная металлическая поверхность ящиков комодика. Объединяет детскую и спальню и подбор тканей: только натуральные и только естественных природных цветов. В итоге создается картина "экологически чистого", благоприятного для здоровья пространства.
Следующие определения даны интерьеру архитектором Юлием Борисовым. Они цитируются по "подлиннику" - выполненному им собственноручно, в подарок хозяевам, занавесу, на котором изображен план квартиры до и после реконструкции. Помимо художественной и исторической ценности, занавес имеет и сугубо утилитарное предназначение: закрывает от постороннего взгляда из прихожей так называемую "постирочную".