Сто лет назад

Декорации к фильму по рассказу Куприна "Мелюзга"

Дата публикации: 09.03.2005

Фото: Евгений Лучин

Материалы подготовил: Павел Портнов

Текст: Юлия Сахарова

Репортажная съёмка: Владимир Майковский

Журнал: N1 (90) 2005

Именно так. Почти сто лет назад, в 1907 году, Александр Куприн написал рассказ "Мелюзга". О том, как в краю, "забытом Богом и начальством", свела судьба Сергея Фирсыча и Клавдия Иваныча, фельдшера и учителя, типичных "маленьких людей" (на что прозрачно намекает название). Режиссёр Владимир Морозов вернулся сегодня к этой истории. А художник Валентин Вырвич создал для неё очень и очень поэтичные декорации Итак. "В полутораста вёрстах от ближней железнодорожной станции, в стороне от всяких шоссейных и почтовых дорог, окружённая старинным сосновым Касимовским бором, затерялась деревня Большая Курша". Вот так обстоятельно и неторопливо начинает Куприн свой рассказ. Такая же параллельная тексту обстоятельность присуща и декорациям к фильму "Мелюзга". Во всём, начиная с точного соответствия готовых декораций эскизу до чисто художественной "повествовательности".
То есть когда декорации не просто становятся достоверной средой для актёров, но и идеально обосновывают то, что происходит в кадре.

"Я работаю с декорацией как с трёхмерным художественным полотном, - рассказывает Валентин Николаевич. - Я представляю себе цветовые пятна, блики и в соответствии со своим видением превращаю эти абстрактные вещи то в кружевные шторы и скатерти, то в латунные часы, то в хрустальные бокалы. Я обычно не раздумываю над вопросом, какую вазочку подобрать к этим шторам или как отфактурить (прорисовать. - SALON) деревянную обшивку, у меня это получается само собой. Ну конечно, сказываются многие годы работы на "Мосфильме". Вот, например, когда я работал над комнатой фельдшера Смирнова (Александр Коршунов), то "состаривал" деревянные стены его избушки при помощи обыкновенных акриловых красок.
Здесь точно как в живописи: наносишь вроде бы беспорядочные мазки, которые издалека - ровно оттуда, откуда их увидит камера, - складываются в достоверную картинку. Тут дерево золотится, тут почернело от копоти. Важны киношный свет и работа камеры: лёгкая дымка, переливы... Я считаю, что фотография этот эффект передать не в силах. Поэтому, чтобы полностью оценить декорации, конечно, нужно увидеть фильм".

Декорации Валентина Вырвича - тонкая материя. Они следуют сценарию сколь точно, столь поэтично. Вот, например, переломный момент - праздник в доме священника. Учитель Астреин и фельдшер Смирнов, проводившие унылые дни в тяжёлой работе и обществе друг друга и смертельно надоевшие друг другу, попадают в "блестящее" общество. Здесь местные священники, их матушки, девушки на выданье.
Здесь от души танцуют и влюбляются. Астреин - в Липочку (Алла Клюка), Смирнов - в симпатичную вдовушку Сашеньку (Светлана Коваленко). Художник придумал для сцены Рождества огромный стол в виде буквы П, празднично украшенный свечами и обильно уставленный снедью, хрустальную люстру и портрет царя на стене... Кстати, как рассказал Валентин Николаевич, на "Мосфильме" есть два настоящих иконостаса, и в этой сцене задействован один из них. Мебель, посуда, подсвечники, часы - и это нашли в запасниках "Мосфильма". Сны Астреина снимались летом на природе, как контраст к зимним декорациям, построенным в павильоне. Будет ещё один - главный - контрастный момент. Это драматический финал, который снимать предполагают весной. "И вдруг Астреин увидел, как вся река хлынула в лодку". Интересно, как эту гениальную фразу Куприна авторы переведут с русского на кинематографический. Ну что ж, посмотрим...
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Чистый воздух как аспект идеального интерьера: как его обеспечить?

Комфортный дом — это не только уютный интерьер и удобная мебель, но и правильный микроклимат. Разбираемся, почему это важно и как его создать.

#Интерьер

​Обратный отсчет: неделя до международной выставки дизайна ARTDOM

С 20 по 22 февраля МВЦ «Крокус Экспо» превратится в концентрацию оригинального и качественного дизайна, а также точку притяжения профессионального сообщества со всего мира.

#Новости

Очарование французской классики: квартира для молодой семьи с маленькими детьми

Дизайнер Ксения Степаненко создала воздушный, изящный интерьер в парижском духе, сделав ставку на практичность и функционал пространства.

#Интерьер #Квартиры #Французская классика #Москва

Reassembly: коллаборация restore: и Василия Кононова-Гредина на ARTDOM

Бренд электроники restore: и современный российский художник Василий Кононов-Гредин представят совместный проект в рамках выставки ARTDOM. Серия скульптур Reassembly из электроники, представленной в магазинах сети, откроет зрителям новые грани привычных гаджетов.

#Новости