Сто лет спустя
квартира архитектора Якова Волошина в Санкт-Петербурге
в галерею
Хозяин сознательно искал квартиру в старом доме. Почему-то в новостройках ему никак не удавалось найти достойный вариант. Зато очень подошла старая коммуналка в доме начала ХХ века. Дом был построен в 1910 по проекту архитектора Ван-дер-Гюхта. Того самого Вильгельма Ван-дер-Гюхта, которого энциклопедии называют видным представителем поздней эклектики и модерна. Он спроектировал несколько очень красивых домов в центре Петербурга, в том числе и этот, с просторной парадной с арочными окнами, витражами и изящной лепниной. Именно в вестибюле лучше всего сохранились признаки авторского стиля. В интерьере квартиры, напротив, многое было утрачено. Но даже оставшихся деталей оказалось достаточно, чтобы воссоздать историческую атмосферу дома. Точнее, попытаться реконструировать ту среду, которая могла бы в нем сложиться на протяжении десятилетий, не случись революции.
Архитектура дома тяготеет к эклектике, и интерьер квартиры тоже получился эклектичным. Таков был авторский замысел. "С одной стороны, само место обязывало. Я не смог бы сделать минималистичную квартиру в старом доме, из окон которого открывается роскошный вид на Князь-Владимирский собор. С другой стороны, я не ставил перед собой задачи скрупулезно воссоздать исторический интерьер", - говорит архитектор.
Прежде всего квартира подверглась существенной перепланировке. Центральную часть пространства занимает холл, слева от него - проходная гостиная, из которой можно попасть в спальню и кабинет, и еще одна спальня. Справа - кухня. Каждая комната решена в своем стиле, но в то же время есть элементы, объединяющие все пространство. К ним можно отнести цвет паркета и стен. На полу повсюду паркетная доска из венге, с которой контрастируют белые стены. Во всех помещениях восстановлены лепные тяги и карнизы: где-то это реконструкция сохранившихся деталей, а где-то лепнину создали заново, по аналогии с той, что украшает парадную лестницу. Стилистическая канва интерьера сложилась из множества элементов. С одной стороны, это среда, пропорции, лепные детали, видовые окна и эркеры (а их в квартире три). С другой - увлечения хозяина, его любовь к Италии, интерес к Востоку и скандинавскому дизайну 1960-х. "Здесь нет единого стиля. Меня интересовал собирательный образ. Пропорции пространства и тяги на потолке адресуют непосредственно к среде этого дома. А все остальные "темы" представлены какими-то натюрмортами, эпизодами, отдельными композициями. Но все элементы сосуществуют в единой программе, не вырываясь из общего контекста", - рассказывает Яков Волошин.
К примеру, холл - это путешествие на Восток, о котором рассказывают художественные цитаты. В одном пространстве мирно сосуществуют Таиланд и Япония: на консоли вольготно расположилась группа тайских статуэток, а стену напротив украшают старинные японские гравюры - ровесницы самого дома.
Иначе решена гостиная: ее центричная планировка построена на продольной и поперечной осях. Тяги на потолке образуют овал, близкий к кругу, камин украшен классическим порталом из белого мрамора. Стены и камин принадлежат архитектуре старого петербургского дома, а мебель - современная итальянская. Диваны создают островную композицию - это позволяет старине и современности гармонично существовать в одном пространстве, не противореча друг другу.
Особого подхода удостоилась ванная комната, апеллирующая к модерну. Это достаточно просторное помещение отделано плиткой от
Интерьер кухни - дань 1960-м годам: кухня от
Автор проекта
"Интерьер квартиры эклектичен, он включает в себя несколько стилистических сюжетов. Каждое помещение имеет свое лицо: "восточный" холл, "итальянская" гостиная, кухня в стилистике 1960-х. При этом пропорции пространства и восстановленный лепной декор принадлежат архитектуре дома постройки 1910 года…"
Мебель и аксессуары для съемок предоставлены