Стоит ли дизайнеру браться за проект, который начал другой специалист: мнение профи
Мы попросили 5 специалистов поделиться опытом и рассказать о подводных камнях, которые скрывают такие проекты.
Работа над уже начатым проектом может быть удачной, а может привести к полному фиаско. Почему? Разбираемся вместе с профи.
Дизайнер Ольга Черненко: «Закончить или воплотить чужой проект очень тяжело, даже при наличии подробных чертежей и 3D-визуализации»
«Я возьмусь за проект, который начал другой дизайнер, только при условии, что смогу его переделать, показав заказчику свое видение пространства, цвета, объемов. У каждого дизайнера свое видение пространства, свой стилистический почерк, поэтому закончить или воплотить чужой проект так, как видел его первый автор, не получится.
Например, проект, опубликованный в журнале SALON-Interior, пришел ко мне от дизайнера, который должен быть уехать и не мог дальше вести работу. К моменту отъезда были готовы мебельный план и 3D-визуализации квартиры площадью 165 кв. м. Я изменила планировку квартиры и 3D-визуализации, полностью поменяла стиль интерьера, цветовые сочетания, отделочные материалы, что позволило воплотить вневременной интерьер, который не устареет и через 20 лет.
Закончить или воплотить чужой проект в видении первого автора очень тяжело, даже при наличии подробных чертежей и 3D-визуализации. Очень важно постараться не нарушить авторские права первого дизайнера, если значительных изменений в проекте не произошло. В связи с этим, придется указать авторство или соавторство первого дизайнера.
Вообще, заказчик часто меняет дизайнера в ходе работы над проектом из-за отсутствия взаимопонимания, когда дизайнер не смог раскрыть заказчика, узнать о его предпочтениях в интерьере. Понимание заказчика, умение его раскрыть приходит с опытом».
Архитектор Алексей Голуб: «Перед тем как соглашаться на доделку и переделку чужого проекта, очень важно ответить себе на вопрос: почему заказчик расстался с предыдущим дизайнером?»
«Периодическая работа с проектами других дизайнеров уже стала для нашего бюро чем-то вроде традиции. Абсурдный, но, тем не менее, рекорд для нас случай — быть четвертыми дизайнерами на объекте, и сломать почти все, что было сделано до нас.
Есть в моей практике случаи, когда заказчики выбирали других дизайнеров, так как мы на момент обращения были готовы взять проект с отсрочкой старта. А потом, спустя несколько месяцев, проект возвращался к нам. Так что для себя я вывел следующие правила.
- Если заказчик приходит с готовой частью (или всеми материалами) проекта, который еще не запущен в реализацию, мы возьмем его в работу без проблем. Как говорится, «бумага все стерпит». И это тот этап, на котором можно еще внести любые корректировки. Главное, обосновать изменения перед заказчиком.
- Если реализация проекта уже начата, то возьмем мы проект в доработку или нет, напрямую зависит от готовности заказчика к изменениям, и их возможная глубина. Доделывать проект с уже выполненными элементами, которые меня не устраивают, я не буду.
На мой взгляд, перед тем как соглашаться на доделку и переделку чужого проекта, очень важно ответить себе на вопрос: почему заказчик расстался с предыдущим дизайнером? Если дело в несовпадении вкусов и объективных функциональных недоработках предыдущего проекта, которые одинаково видите и вы, и заказчик, можно двигаться дальше в направлении договора. А вот если реальной конкретики в этом вопросе вам найти не удается, лучше не связываться.
Один из объектов, где мы были вторыми дизайнерами, был напечатан в журнале SALON-Interior: это квартира в Санкт-Петербурге. На момент нашего входа на объект, реализация старого проекта была уже начата. Мы не стали совсем жестко подходить к переделке и ограничились небольшими корректировками, не связанными с серьезными сложностями для подрядчика. Подвинули пару стен и проемов, изменили схему электрики (благо, она еще не была разведена целиком), схему полов, расположение части сантехнических элементов в ванных комнатах. В остальном работа шла над новым оформлением, материалами и мебелью».
Дизайнер Марина Поклонцева: «Такие проекты редко, с моей точки зрения, можно назвать удачными»
«Думаю, что для дизайнеров, сталкивающихся с этой ситуацией, тема действительно чувствительная. В моей практике немало проектов, которые были начаты одним дизайнером или бюро, но по какой-то причине, обычно «секретной», заказчик прерывал работу и ударялся в поиски нового исполнителя. И в этом вопросе, самое главное, разобраться в причине, если есть такая возможность, и заказчик готов быть откровенным с дизайнером.
Если причина в том, что заказчик сам не понимает, чего он хочет, а дизайнер не может убедить в привлекательности своего проекта, вряд ли есть смысл дальше работать. Можно быть десять раз профессионалом — вас все равно не услышат. Главный признак, который должен насторожить, — вы уже не второй дизайнер на объекте, а третий или четвертый. Я, например, даже не буду рассматривать такой проект.
Самая распространенная ситуация — когда ко мне приходят начатые объекты от архитекторов из-за отсутствия концепта интерьера. Не хочу обидеть своих коллег, но, как правило, архитектор берет объект и делает хорошее планировочное решение, иногда даже разводит свет и всю электрику. Радостные строители сразу же начинают ставить стены, а дальше должен быть представлен полноценный концепт не только с расстановкой мебели, но и с цветовой гаммой и предложенными материалами для каждой стены, включая текстиль и разработанную встроенную мебель. И, когда все стены на месте, строители задают вопросы: что на этой стене, что на потолке, где будут обои, где плитка и так далее. И если концепта к этому моменту еще нет, материалы не определены и не закуплены, работы останавливаются, начинаются конфликты, а затем — поиск нового исполнителя на работы.
Я беру такие проекты, только если заказчик согласен остановить строительные работы на период разработки полноценного дизайн-проекта (это примерно три месяца), готов снести часть стен и возвести новые, если я вижу необходимость в доработке планировочного решения, а также заплатить за проектные работы, как с нуля, то есть без учета уже сделанных работ.
Иногда бывает сложно объяснить заказчикам, что работать с пустой бетонной коробкой дизайнеру проще, чем перерабатывать чужое решение. И даже если заказчики идут на мои условия, и я соглашаюсь довести проект до стадии завершения, такие проекты редко, с моей точки зрения, можно назвать удачными. Конфликт интересов, который начался на начальной стадии, все равно влияет на дальнейшую творческую работу дизайнера. Могут несколько раз меняться строительные бригады. Возникают незаметные психологические барьеры. Клиенты все равно сравнивают работу первого исполнителя с последующим, пытаются давить на дизайнера и продвигать свою манеру общения, которая, возможно, срабатывала раньше».
Архитектор Кира Штефан: «Самое тяжелое — объяснить заказчику, почему стоимость такая же, как за новый проект»
«Не могу сказать категоричное «нет»: все зависит от стадии, на которой тебе переходит проект. Бывают случаи, когда можно внести некоторые исправления и корректировки без серьёзных временных затрат. А иногда приходится ломать голову, что же тут имел в виду другой дизайнер: ведь у каждого своя логика видения пространства и цветоощущения — проще придумать все решения заново.
Особенно сложно, когда заказчик уже достаточно долго ведёт проект и недоволен дизайнером. Бороться с негативным осадком сложно: нужно заново завоёвывать доверие.
Но если вы решили взять такой проект в работу, на мой взгляд, прежде всего необходимо предупредить заказчика о том, что, во-первых, оплата будет такая же, как за новый проект (придется заново переработать и переосмыслить весь материал, перепроверить все размеры и при необходимости внести правки, чтобы не нести ответственность за неверно сделанную работу). Во-вторых, ему придется ещё раз проговорить все рабочие моменты уже с вами, и отнестись к этому с терпением.
Из моего опыта, самое тяжелое — объяснить заказчику, почему стоимость такая же, как за новый проект. Он думает, что у него все есть, так почему нужно платить ещё раз? А самое важное — внимательно отнестись к чертежам и размерам и не рассчитывать на то, что все верно. Обязательно проверьте, было ли подробное техническое задание от заказчика: если нет, составьте его, чтобы избежать ошибок предыдущего дизайнера».
Дизайнер Елена Богдан: «На мой взгляд, эта ситуация может указывать на проблемность самого заказчика»
«Ситуации бывают разные, но, в основном, проект, который начал другой дизайнер и по каким-то причинам его не закончил — это серьезный «звоночек» не в пользу самого заказчика.
На мой взгляд, эта ситуация может указывать на проблемность самого заказчика, потому что он выбирал дизайнера и изначально неправильно его оценил, не увидел, что специалист ему не подходит по каким-либо причинам и не нашел с ним общий язык.
Дизайн-проект и следующий за ним ремонт — это тесная командная работа дизайнера и заказчика. И просто необходимо быть на одной волне. И это понятно уже с первой встречи. Либо есть контакт, либо его, увы, сразу нет.
В моей практике несколько лет назад был случай переделки проекта после другого специалиста. Изначально я не хотела его брать, но, договорившись с заказчицей о том, что мы рассматриваем проект с чистого листа, взяла. В дальнейшем пожалела об этом, так как постоянно звучала фраза «а вот другой дизайнер говорил так-то...», и шло постоянное сравнение и проверка моих компетенций.
Поэтому теперь для меня такие проекты не привлекательны. За исключением ситуации, когда заказчик мне действительно нравится, и я чувствую, что получится. И если решение, которое было предложено заказчику, явно непрофессионально и нереализуемо. Исключительно два этих пункта вместе. В противном случае, от такого проекта откажусь».