Света тьма

Лучшие представители света в Москве

Дата публикации: 09.03.2005

Фото: Евгений Лучин, Александр Драйгор

Ведущий рубрики: Данила Гуляев

Журнал: N1 (90) 2005

Световой шопинг - упоительнейшее, право, занятие, гораздое многими приятными просветлениями. И все потому, что дизайнеры любят сочинять осветительные приборы, и это чувствуется. Создание световой новации, необычной люстры или светильника-эскапады для современного дизайнера - это способ войти в историю и привнести в жизнь потребителя еще больше света

Разработать светильник-нетленку - действительно статусное мероприятие для дизайнера и фабрики-заказчика. Если раньше, чтобы прославиться и сделать имя, дизайнеру непременно нужно было придумать выдающиеся стул или кресло, то сегодня приоритет почетности переходит к светильникам и люстрам. Были, впрочем, и прецеденты светящихся стульев, что вдвойне престижно, а главное - демонстрирует, какими неисчерпаемыми степенями свободы обладает для креатора свет.

Собственно, то, что скучно называется осветительными приборами, - на самом деле главный дизайнерский аттракцион мира мебели и интерьерных аксессуаров. Светильник - предмет протеичный, из серии "лепи что хочешь". Его главная функция - освещать - не создает препон для формы, поэтому возможности почти безграничны. И даже световые тенденции последних сезонов скорее либеральничают, чем диктаторствуют.

Тенденции таковы. К показанному на ежегодных и прочих выставках света слишком тщательно присматриваться необязательно. Актуально в любом случае все самое интересное за последние годы, а скучное и нежизненное отсеивается. Актуальны переиздания дизайнерских хитов самой светлой и плодовитой на новации и шедевры эпохи - 50-70-х годов XX века. Основные тенденции, за некоторыми уточнениями, происходят преимущественно оттуда.

Главные вопросы светоопределения - на что это будет похоже или же это будет ни на что не похоже. Рынок любые запросы удовлетворит и обеспечит. Классическому интерьеру, при смелом подходе, не противопоказаны авангардные световые конструкции, сложной витиеватой формой приближающиеся собственно к классике или ар деко, например. Лаконизм хай-тека также может быть универсален и всеяден: он слишком прозрачен, чтобы не вписаться в интерьер, даже классический.

Прозрачность - одна из ключевых тенденций последних световых лет. Как выяснилось, патрон и лампочка, заключенные в прозрачный стеклянный шар, - это настолько красиво, что другого декора уже не надо. Прекрасны ломаный изгиб проводки и хищные усы контактов внутри лампы. Принцип обнажения конструкций и эстетика механизмов однажды изменили облик предметов света и дали множество новых возможностей для дизайна.

Органический подход к светодизайну - одна из самых волнующих тенденций. Запечатление морских форм, растительных, горных может быть буквальным, иллюстративным. Но еще интереснее, когда объекты, по сути выражающие, а не изображающие, формально абстрактные, вдруг напоминают гриб или водоросли просто потому, что в деконструкции и асимметричности дизайнер приблизился к нерукотворности природных форм.

Видоизменения и деконструкции классики - особая статья подходов. Отполированная до хай-тека люстра с "висюльками" и подсвечник из блестящей стали - предметы постмодернистски аппетитные. В другую сторону пойти - получатся искусственно состаренные поверхности бра и торшеров под антиквариат, но с неповрежденной проводкой. Если излишние поверхности противопоказаны, то свет можно спрятать: целая тенденция, когда светит не понятно откуда.

Набор из скрытых и малоприметных ламп, светильников, прожекторов, хитро распределенный в пределах одного помещения, - это, собственно, и есть современная осветительная система, регулируемая и максимально адаптируемая под сиюминутные и сезонные потребности пользователя. Это целый световой оркестр. Лампы подбираются разной интенсивности и направленности: от полностью заливающего комнату основного света и точечных очагов, выхватывающих из полумрака самое необходимое, до отраженного или мерцающего спецэффектного света.

Показательна ситуация, когда интерьер освещен при помощи ламп незаметных, а украшен при помощи ламп красивых. Сложные управляемые системы света - важная часть "умного дома", подчиненного компьютеру, а посредством его - воле, прихотям и потребностям хозяина. Наверняка уже через десятилетие почти все дома и квартиры "поумнеют".

В конечном счете правильная аранжировка света - это вопрос здоровья: офтальмологического, психического и вообще... Поэтому технологи продвинутых фабрик постоянно изобретают все более "умные" предметы света, то есть управляемые и экологичные. Разных видов и технологий освещения разработано уже более сотни. Поговаривают даже, что главные ответственные за свет теперь - инженеры, а не дизайнеры и художники.

Ведущие специалисты по свету практически уже единодушны в том, что главное - свет, а не светильник. Декоративных элементов становится либо меньше, либо же они сами становятся носителями света, и не простого, а особенного, интересного такого. Лампы накаливания постепенно отходят на второй план, вытесняются современным поколением усовершенствованных галогеновых, люминесцентных, светодиодных ламп. Регулируемые яркость и цвет - наиболее очевидные приятности современной светотехники.

Очень показательно название, придуманное для своей компании дизайнером Клэр Норкросс, - Lygofobia ("Боязнь темноты"). Но, пожалуй, ближе к правде современной жизни было бы название Lucefilia или даже Lucemania. Потому что спрос на дизайнерские предметы света стимулируется не первобытной боязнью темноты. А скорее эстетской, наивной или рафинированной тягой к свету избыточному, декорированному, более красивому, чем даже солнечный или лунный.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Главный по чистоте: премиальный и инновационный пылесос для вашего дома

Удобный, многозадачный, надежный, стильный — таким представляется современный пылесос. А если к этому добавляются инновационные технологии — то это новый пылесос от Dreame.

#Где купить

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Маркетинг для архитекторов: новая книга

Новый мануал в дизайн-поле —​ книга «Уникальные услуги для уникальных клиентов» известного в архитектурной среде маркетолога Артура Глебова.

#Новости

Модульный диван в гостиную: новинка от знаменитого итальянского бренда

Flexform представил люксовую новинку: элегантную и одновременно практичную.

#Новости