Сюита камерной роскоши
московская квартира общей площадью 175 м2 Надежда Чернигова Интерьер квартиры в стиле рококо, созданный дизайнером Надежной Черниговой
в галерею
Дворцовый интерьер как таковой - явление уникальное, штучное. У сегодняшнего обывателя ассоциирующееся скорее с образом музея, чем с частным домом или, тем более, квартирой.
Но именно "интимная" ипостась "дворцового стиля" оказывается сегодня востребованной в загородных особняках, "новых усадьбах" и даже городских квартирах.
Этой московской квартире повезло. Мало того, что завидное расположение в одном из красивейших домов исторического центра города вдохновляло создателей интерьера. С самого начала работы над ее обликом удачно совпали вкусовые предпочтения хозяев и архитектора. Тандем сложился легко и сразу. Вся работа над созданием "дворцовой сюиты" прошла "на одном дыхании", стороны понимали друг друга с полуслова. И хотя в процессе работы над образом интерьера планировка не менялась, для формирования цельного пространства потребовался почти год.
Как и положено по законам жанра, каждое помещение квартиры имеет свое, строго определенное назначение. Никакой современной полифункциональности и перетекания пространств.
В свою очередь, композиция подсказывала несколько перекликающихся тем. В "дворцовой сюите" Надежды Черниговой их три.
Первая тема - исторические реминисценции, фантазия на тему рококо. Это причудливо изогнутые линии столиков и кресел, подхваченные скульптурами и камином. Философия рокайльных интерьеров прочитывается в этих изысканных преломлениях, однако "историческими цитатами" их не назовешь. Ведь здесь угадывается и современная логика - изменен масштаб, линии мебели адаптированы к современным представлениям о комфорте.
Второй темой, определяющей характер пространства, придающей ему особую целостность, пожалуй, можно считать мягкий шелк - все стены квартиры, портьеры, обивка мебели создают особый уют за счет своей фактурности. Пространство "оживает", приобретает личностный характер.
И наконец, третьей темой, делающей весь интерьер роскошным, стало использование позолоты в оформлении карнизов, зеркальных и картинных рам, деталей светильников, ваз и канделябров.
Поскольку традиция создания дворцовых интерьеров предполагала их единичность и неповторимость, все предметы мебели, светильники, прочие аксессуары и почти вся живопись были заказаны специально, ориентируясь на конкретный масштаб и рисунок пространства.
Дворцовый стиль в "одной, отдельно взятой квартире" в исполнении архитектора Надежды Черниговой - явление для Москвы если не уникальное, то, по меньшей мере, требующее особенного внимания. И дело даже не в особенностях условий и ожиданий заказчиков, а в гармоничности получившегося интерьера. Хорошо, когда клиент доволен результатом работы архитектора или дизайнера, но часто у последнего остается чувство недосказанности, недозавершенности многих решений, по тем или иным причинам не воплощенных в окончательном варианте.
По мнению Надежды Черниговой, все ее работы проигрывают на фотографиях, так как огромную роль в создании их атмосферы играет "вещность" пространства. В данном случае, независимо от вкусов зрителей, интерьер воспринимается цельным, завершенным. Что уже может расцениваться как удача. Тем более, что завершенность в "историческом стиле" более спорна и уязвима, чем в любых современных решениях.