Такое изобилие невиданных вещей...
Московская резиденция посла Бразилии
в галерею
Посольство Бразилии расположено в одном из красивейших особняков Москвы. Дом №54 по Никитской улице - типичное произведение русского модерна, с "кокошниками" на окнах и фасадом, выложенным разноцветными изразцами. Построил его успешный и уважаемый столичный архитектор, зять коллекционеров Третьяковых Александр Степанович Каминский. Первой хозяйкой дома была Анна Васильевна Лопатина, знатная дама, супруга почетного гражданина Москвы. Среди других известных зданий Каминского, сохранившихся до наших дней, - резиденция Сергея Третьякова на Гоголевском бульваре, в которой теперь находится Российский фонд культуры, и фасад дома княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой. В нем сейчас расположен известный театр "Геликон-опера". Изначально у дома на Никитской было два этажа, третий, мансардный, был пристроен к нему позже. Украшенный изразцами фасад, декор окон и узорчатая кованая ограда - детали, которые дошли до нашего времени в первозданном виде. Интерьер дома не сохранился - к началу прошлого века особняк перестал быть личной резиденцией, был поделен на квартиры и сдавался внаем частями. А в 1925 году в нем устроили общежитие для большевиков - ветеранов. Дипломатическая миссия Бразилии занимает дом с 1963 года, в 1991-м он стал собственностью бразильского государства.
Официальная резиденция - специфическое жилье. Часто, как бы ни старались его обитатели, чувствуется, что для хозяев это временное пристанище. Трудно забыть, что на большинстве предметов имеется инвентарный номер. В вашем доме это не так. Объясните, в чем тут дело.
Г-н Сантос-Невис: Я думаю, в первую очередь дело в самом доме. Это роскошный московский особняк, построенный замечательным архитектором, родственником Третьяковых, и предназначенный для семьи, с которой они были дружны. Дух этого дома так или иначе влияет на всех его хозяев, приходится ему соответствовать. За то время, что здесь находится посольство Бразилии, подобралась неплохая коллекция русской антикварной мебели, живописи, посуды. Эти вещи - собственность нашего государства, а выбирали их мои предшественники. Всем, кто имел отношение к этому дому, хотелось его как-то украсить. Мы с женой тоже не исключение.
SALON: Вы изменили внутреннюю отделку и выбрали для интерьера яркие, насыщенные цвета. В Москве декораторы нечасто проявляют такую смелость, модная московская квартира - это бежевая квартира.
Г-н Сантос-Невис: Странно, что вы это говорите. Решение о том, как именно перекрасить дом, мы приняли после поездки в Петербург. Нам очень понравились Эрмитаж и Петергоф. Моя жена ходила и буквально запоминала цвета и сочетания. А потом в Москве, выбирая краску, она сравнивала образцы с цветами стен в Кремле. Так что все эти "немодные" и "нетипичные" цвета на самом деле традиционны для русских дворцов. Даже "странный" зеленый, которым у нас выкрашен коридор, на самом деле аутентичный оттенок.
Г-жа Сантос-Невис: Эрмитаж был моим первым и самым большим потрясением от России. Цветовое решение царского дворца показалось мне очень необычным и одновременно типично русским. Хотелось как-то использовать мои впечатления от Санкт-Петербурга.
S: Чем еще поразила вас Россия?
Г-жа Сантос-Невис: Пожалуй, тем, насколько она отличалась от наших представлений о ней. И от всех мест, где мы бывали до этого. Мой муж из Бразилии, а я американка, поэтому США и Латинская Америка не были для нас откровением. Европа тоже более или менее освоенная территория, она гораздо больше похожа на наши страны, чем Россия.
Г-н Сантос-Невис: Меня поразила Москва, она оказалась по-настоящему огромной. Невероятным, пульсирующим городом. Мне нравится здесь зима и нравится, что вечером в городе море электрического света от движущихся машин, вывесок, подсвеченных зданий.
S: Многим кажется, что русская зима вызывает депрессию, ведь рано темнеет и людям не хватает солнца…
Г-н Сантос-Невис: Мне это, наоборот, скорее нравится. Темнота за окном и много электрического света в доме - очень уютное сочетание.
S: Вам часто приходится выезжать за пределы столицы?
Г-н Сантос-Невис: Не только столицы, но и России. Я представляю интересы Бразилии еще и на территории нескольких стран СНГ: Беларуси, Грузии, Киргизии, Туркмении, Узбекистана, Казахстана. Командировки туда всегда очень интересны.
Г-жа Сантос-Невис: Я, к сожалению, пока ни разу не присоединилась к мужу в этих поездках, но очень хотела бы это сделать. Он привозит потрясающие трофеи - узбекские халаты, национальные среднеазиатские костюмы и ткани. Мы активно использовали их, обставляя второй этаж дома, нашу частную половину, там на стенах я развесила ковры, халаты, килимы...
S: Мы были немного удивлены тем, что в интерьере посольства так много вещей из самых разных стран - от Китая до Узбекистана. Национальный бразильский колорит щедро разбавлен самыми разными вливаниями.
Г-н Сантос-Невис: Исключение - маленькая гостиная в официальной части резиденции. Эта комната отражает наше представление о Бразилии, которое мы хотим донести до гостей. Мы с супругой полностью оформили ее личными экспонатами-этнической и колониальной мебелью, предметами индейского быта, литографиями, посудой... Сюда же повесили дорогую нам картину-диптих "Дневник", его написал известный современный бразильский художник Жоао Камара Фильо. Поскольку я дипломат и мне приходится много переезжать с места на место, специально для меня он сделал ее складной, в виде книги, рамой служит кожаная обложка. Есть в этой комнате и курьезная вещь - вывеска на китайском языке, которая в 1850 году рекламировала бразильский табак в Гонконге.
S: В посольстве очень интересная коллекция живописи.
Г-н Сантос-Невис: Живопись XIX века и русские нонконформисты шестидесятых-собственность посольства, мне кажется, это чудесное собрание, оно было в доме до нас. Мы дополнили его картинами, которые привезли с собой, в основном произведениями бразильских художников. В Москве мы увлеклись соцартом, понемногу даже стали кое-что собирать. Нам помогает замечательная женщина, она артдилер, сама коллекционер и специалист по периоду социалистического реализма.
Удивительно, что многие наши гости, в том числе русские, часто принимают это искусство за латиноамериканское.
S: Г-жа Сантос-Невис, в интерьере вашего дома очень тонко сочетаются предметы и произведения искусства разных эпох и стилей. Вы оформили дом как профессиональный декоратор, Вы учились этому специально?
Г-жа Сантос-Невис: Нет. У меня другое образование, в университете я изучала европейскую историю и литературу. Конечно, у меня есть определенный опыт, мы часто переезжаем, и я всегда занимаюсь устройством и оформлением дома. Кроме того, я люблю искусство, и мы спонтанно коллекционируем многие вещи. Азам декорирования меня научила подруга, наполовину китаянка, наполовину немка, изве