Там, по виниловым дорожкам...
Обзор проигрывателей виниловых дисков
в галерею
Все проигрыватели снабжены устройствами, изолирующими электродвигатель от звукоснимателя. В сравнительно недорогих моделях используются гасящие вибрацию прокладки и шайбы (REGA PLANAR, Великобритания). В топовых моделях марки PRO-JECT (Австрия - Чехия) изолирован не только мотор, но и блок питания с массивным трансформатором (это тоже источник нежелательных вибраций). Для защиты от внешних вибраций все шасси с платформой для диска и тонарм с установленной в нем головкой звукоснимателя крепятся на системе пружин, утопленных в вязкой жидкости.
Почти все "серьезные" проигрыватели отличаются массивностью. Считается, что чем массивнее проигрыватель, тем качественнее он звучит. Неудивительно, что для изготовления корпуса и шасси применяются такие материалы, как латунь, медь, сталь и даже чугун. Однако чтобы окончательно предотвратить возникновение резонансов, "тяжелые" материалы чередуются со слоями "легких". Яркий пример такой "архитектуры" - проигрыватель KUZMA STABI XL (18 тыс. долларов США), весящий 77 кг. Готические мотивы Словении подсказали форму массивных медных "башен", изолированных прокладками из резины. 12-килограммовый акрилалюминиевый диск покоится на подшипнике, погруженном вместе с рубиновым шариком в силикон. Тонарм в этой модели не укреплен на столе справа от диска, но скользит по рельсе, которая проходит вдоль диска. Подобная конструкция обеспечивает игле идеальный угол слежения по отношению к дорожке пластинки в любой ее точке. Правда, такой тонарм исключает возможность ручного управления: рукой к нужной точке его не подведешь. В рассматриваемой модели проигрывателя для управления тонармом используется не двигатель, а воздушная помпа - опять-таки чтобы избежать даже мысли о вибрации.
Мастер-класс по материаловедению демонстрирует известная немецкая марка CLEARAUDIO, представляющая флагманскую модель Reference Master стоимостью 30 тыс. долларов США. Массивный слоеный корпус из акрила покоится на металлических конусах. Три мощных, синхронизированных через общий блок питания двигателя вращают тяжелый семисантиметровый силиконакриловый диск, гасящий любые резонансы. Тангенциальный тонарм держит звукосниматель на невесомой акриловой ножке. Внутренняя проводка - из химически чистой бескислородной меди. Для уменьшения массы корпус звукоснимателя сделан из дерева (!), а игла имеет фирменную форму заточки TRIGON P II, сделавшую компании CLEARAUDIO имя в далеком 1990 году. Конструкция настолько технологична и продумана до мелочей, что становится понятно, почему критики на специализированных мировых выставках аппаратуры признали его "самым сексапильным аудиоустройством века".
Законодателем моды в проигрывателях с обычным тонармом (то есть укрепленным в одной точке на столе в отличие от скользящего по рельсе) выступает Platine VERDIER, чей облик практически не меняется уже 25 лет (цена 6950 евро). Его технологический козырь - специально разработанный футляр неправильной формы, в котором спрятан двигатель. Литой корпус не имеет щелей между составными элементами и поэтому не пропускает электромагнитных излучений, а его неправильная форма гасит вибрации, которые могут возникнуть в таком однородном материале. Основанием проигрывателя служит массивная плита из гранита. 20-килограммовый диск приводится в движение вощеной льняной нитью и поддерживается на весу посредством сильного магнитного поля, исключая всякое трение. Также в Platine VERDIER предусмотрена установка двух тонармов, поскольку разные тонармы (и звукосниматели) обладают своим неповторимым тембром. Для классической музыки - один тонарм, для рок-музыки - другой.
Свои разработки по усовершенствованию конструкции тонарма предлагает компания VECTOR. Ее специалисты изготовили механизм, с особой точностью компенсирующий силу инерции, которая вызывает больший прижим иглы к одной (внутренней) стенке в бороздке пластинки за счет другой (внешней). Таким образом достигается максимально качественное воспроизведение звука.
Кстати сказать, конструкция тонармов в проигрывателях класса Hi-End столь сложна и прихотлива, что им одним можно посвятить целую монографию. В современных моделях эти механизмы делаются съемными - хозяин проигрывателя сам выбирает тонарм и звукосниматель, руководствуясь собственными "критериями прекрасного". К сожалению, при этом пришлось поступиться некоторыми удобствами, в частности механизмом возврата тонарма в исходное положение после проигрывания пластинки. Такой тонарм просто нельзя вынуть, а на его место нельзя поставить никакой другой: всегда будет мешать "внутренность".
Другая проблема: игла звукоснимателя должна быть расположена строго параллельно звуковой дорожке, но тонарм традиционной конструкции всегда слегка отклоняется от идеального угла слежения в начале и в конце пластинки. Величину отклонения можно уменьшить, используя самый длинный из имеющихся на рынке тонармов - длиной 212 мм. Именно на него рассчитан американский проигрыватель HR-X (11500 долларов США), который выпускает компания VPI. Трубка его тонарма имеет прямую форму, что обеспечивает ему, во-первых, небольшую массу, а во-вторых, хорошую стабильность при движении. И еще: для максимально равномерного вращения этот проигрыватель оснащен не одним, а двумя синхронными приводами от раздельных двигателей. Трехслойное акрилалюминиевое шасси является авторским воплощением все той же идеи гашения резонансов. Благодаря таким технологическим хитростям VPI подавляет 98% "гуляющих" резонансов, которые называют не окраской, а паразитной акустической обратной связью, и это достойно уважения.
Другой респектабельный английский бренд, ROKSAN AUDIO LIMITED, идет по пути рационализации. Его проигрыватель Roksan Radius 5 не имеет всего того, что многим начинающим пользователям покажется излишеством. Синхронный двигатель заключен в массивный экранирующий (электрическое и магнитное излучение) корпус и хорошо защищен от малейших возникающих в вашей системе вибраций или случайных внешних толчков. Тонарм при ближайшем рассмотрении оказывается столь же проработанным и в шарнирных соединениях со столом, особенно когда дело касается проигрывания искривленных пластинок. Здесь игла, благодаря высокой подвижности и чуткости тонарма, сохраняет нужный угол слежения в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Рационализация означает выигрыш в цене. За менее чем 2000 долларов США вы получаете качественный звук без всякой "окраски". Впрочем, вопрос о разнообразных типах "окраски" звука, равно как и о ее правах на существование представляет собой постоянное "поле брани" для экспертов, создателей и самих слушателей. И хотя принято говорить, что о вкусах (в том числе музыкальных) не спорят, само это утверждение оспаривается постоянно.