Топография интерьера

двухуровневая квартира в доме начала XIX века (120 м2) Сергей Рогулев Правильная геометрия пространства квартиры-студии, построенного по принципу эклектики

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Георгий Шабловский, Петр Лебедев

Текст: Ольга Гвоздева

Архитектор: Сергей Рогулев

Журнал: N11 (56) 2001

Не всякий архитектор признается в том, что слово "компромисс" вошло в его арсенал наравне с рулеткой и кульманом. Наверное, Сергей Рогулев тоже будет не в восторге от подобного подозрения. И все-таки это так. Иначе как бы ему пришла мысль, что в старинном доме начала XIX века, прекрасном образце русского классицизма, может возникнуть интерьер не просто современный, а вызывающе современный? Но так уж вышло, что постройки тех далеких времен гораздо больше подходят для опытов с минимализмом, модернизмом и прочими стилями. Конечно, этой квартире принадлежит лишь крошечная часть существовавшей когда-то парадной анфилады. Но красота пропорций и высота потолка сделали благое дело, дав возможность не только увеличить площадь на 50%, но и остаться в строгих рамках правильной геометрии, отдав, таким образом, дань классицизму.

Впрочем, круг, вписанный в квадрат, - один из излюбленных приемов архитектора Сергея Рогулева, которого "в связях" с классицизмом заподозрить нельзя, ибо он скорее убежденный постмодернист. По его собственному утверждению, в архитектуре его привлекает не точное следование канонам какого-либо стиля, а интеллектуальное жонглирование различными приемами. Это ли не его подпись на манифесте постмодернизма? Впрочем, для понимания этого интерьера вовсе не обязательно подводить под него теоретическую базу.
По убеждению Рогулева, интерьер должен быть эклектичен. Он виртуозно перемешивает классические карнизы и хай-тековские балки на одном квадратном метре полезной площади. А для того чтобы столь вольное обращение с архитектурным арсеналом не вызывало дискомфорта, все это сопровождается шоковой цветотерапией и сочетанием полярных понятий. Так, большому противостоит маленькое, открытому - замкнутое, светлому - темное, и так далее, по принципу антитезы. Такое дерзкое соседство делает и то и другое более эффектным.

Так, камерный холл, совмещенный с кухней, служит своеобразной преамбулой для восприятия дальнейшего интерьера. Плотный серый цвет стен и их матовая фактура призваны поглощать свет, которого здесь и так не в избытке. В узком проходе между холлом и гостиной ощущение замкнутости еще более усиливается за счет намеренного понижения уровня потолка.
Но тем ярче воспринимается гостиная. Тем торжественнее выглядит портал камина. И классицистические окна, затянутые белыми драпировками, словно возвращают себе былое величие. Венецианская штукатурка при ближайшем рассмотрении тускло поблескивает золотом, что выдает стремление архитектора еще более усилить это впечатление. А расположенные под пятиметровым потолком хай-тековские светильники вносят в интерьер свою лепту, добавляя ему толику прагматизма и деловитости. Эта квартира обладает ярко выраженным студийным характером. Иначе откуда взялась бы спальня, расположенная на балконе гостиной? Снизу о ее существовании только догадываешься. Но зато, находясь наверху, ты все еще остаешься в едином парадном пространстве, которое распространяет свое влияние на приватную зону.
Пожалуй, студийность наиболее остро ощущается в холле второго этажа, со стеклянным подиумом (он же - прозрачный потолок на кухне) и стеклянной же перегородкой, отделяющей ванную комнату от зоны отдыха. Такая вопиющая обнаженность, наверное, была бы неуместна в квартире, где проживает почтенное семейство. Но студия - прекрасный материал для смелых экспериментов.

Сергей Рогулев относится к интерьеру как к ландшафту.
Он так и говорит - "ландшафт", что означает смену визуальных и эмоциональных ощущений. Целостное впечатление создается путем их детального "совмещения". И тогда интерьер - это уже не череда независимых друг от друга объемов и не "плавное перетекание пространства", ставшее почти стереотипом, а равноправное сосуществование полноценных архитектурных антитез.

Сергей Рогулев:

"Меня привлекает не традиционная, не обоснованная, не признанная академической наукой архитектура, а архитектура выразительная. Почему бы не поставить колонну "с ног на голову", с базы на капитель, если это будет необходимо? Архитектура "грамотная", созданная, что называется, "по справочникам", вызывает скуку".

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

Интерьер, вдохновленный путешествиями: квартира в Москве для семьи с детьми

Дизайнеры Юлия Жирнова и Анна Матвеенко (дизайн-студия «Мастерская Комфорта») оформили квартиру для молодой семьи в эклектичном стиле, где в качестве стилистических точек опоры выступают любимые места из путешествий семьи.

#Интерьер #Квартиры #Эклектика #Москва

«Восьмая высотка Москвы»: самобытная архитектура в новом проекте концерна «КРОСТ»

В своем новом проекте, доме «Высотка на Жукова», компания продолжает развивать самобытную премиальную московскую архитектуру, архитектуру подлинной Москвы.

#Новости

Джулио Каппеллини стал амбассадором выставки ARTDOM

​Известный дизайнер, основатель и арт-директор итальянской мебельной компании Cappellini стал амбассадором выставки ARTDOM и примет участие в деловой программе выставки 20-22 февраля 2025 года, при поддержке генеральных партнеров деловой программы компаний «Европейская Сантехника» и FreeDom Interiors.

#Новости