Торг уместен
История одного приобретения
в галерею
"Бывали вы когда-нибудь на блошином рынке в Брюсселе? Блошиные рынки в принципе все похожи, но брюссельский, кажется, самый непрезентабельный. Так, по крайней мере, я думал ранним утром весной прошлого года, когда пробирался по узким проходам между прилавками, столиками и просто так разложенным на земле хламом. Никогда не знаешь, что найдешь в таком месте. Но смотреть нужно внимательно. Мой взгляд равнодушно скользил по ботинкам продавца, коробке, серебряной ложке и черному платью, но… вернулся к коробке. Я наклонился к земле и спросил хозяина ботинок, сколько эта вещь стоит. Он мне ответил: "On peut en discuter". То есть "Мы с Вами можем об этом потолковать" или "Торг уместен" - так, кажется, это будет по-русски? И мы об этом потолковали. Попутно я выяснил, что владелец шкатулки ("Ну просто жемчужина в пыли!" - подумал я, разглядев ее) - студент местного университета, что продает ее, чтобы купить девушке подарок - не то ко дню рождения, не то к годовщине их знакомства… Чистый О’Генри, "Дары волхвов" да и только! Рынок - это не повод проявлять сентиментальность, тут надо торговаться. Но прежде я спросил, почему он не хочет подарить эту шкатулку своей девушке. "Да это же неприлично", - ответил молодой человек. "Куплю нормальный подарок", - добавил он, когда деньги уже лежали у него в кармане. Мы расстались оба совершенно счастливые. И я стал владельцем прекрасной вещи. Она была сделана во Франции перед Первой мировой войной и принадлежит школе двух мастеров - Сейзо Сугавара (Seizo Sugawara) и Катсу Хаманаку (Katsu Hamanaku), которые начиная с 1900 года обучали французских декораторов восточным (китайским и японским) техникам. В том числе резьбе по многослойному лаку (коромандель) и микромозаике из яичной скорлупы. Одним из художников, работавших в этой технике, был Жан Дюнан (Jean Dunand). Вероятно, это он автор шкатулки, которую я с удовольствием представляю читателям журнала SALON-interior".