Ты - мой заказчик, я - твой архитектор
квартира общей площадью 89 м2 Эдуард Забуга
в галерею
Краткая история знакомства
Будущие заказчики - общение с бывшими клиентами архитектора - знакомство с их интерьерами - рекомендации - встреча с архитектором - беседа - решение: вы - мои заказчики, я - ваш архитектор.
Кто они, наши заказчики?
Он - бизнесмен, она - жена бизнесмена. Оба молоды, около тридцати.
Заказчики понравились архитектору. Чем?
Архитектор понял, что эти люди имеют вкус. От природы. Но - абсолютно несформированный. Иными словами, отсутствовала внутренняя шкала, сверившись с которой, они могли бы удостовериться, что понравившееся им - правильно. Но это так, к слову. Еще архитектору понравилось, что заказчики - народ абсолютно не упертый. Не обремененный, так сказать, грузом стилистических шаблонов и репликами "хочу, чтобы было так, а не иначе!" В общем, они оказались очень гибкими людьми, которые широко смотрят на мир и охотно осваивают новую информацию.
И внимательно слушают архитектора, доверяясь и обучаясь. Вдобавок архитектору были близки пожелания его клиентов.
Какие пожелания сформулировали сами заказчики?
Заказчики хотели сделать городскую квартиру - современную, классную, штучную. Но - без лишних наворотов и агрессии. Чтобы все было в ней очень спокойно, чисто и пусто. И максимально просторно. И светло. Заказчики хотели иметь вместительный шкаф для одежды - ее у них много. Они желали заполучить кабинет, он же гостевая комната, а в будущем - детская. Еще они жаждали располагать "хранилками" для предметов, нужных эпизодически. При этом говорили архитектору: мол, мы понимаем, что антресоли как таковые - это глупо. Отсюда вывод: им были интересны емкости иной природы. И они их заполучили. Да, одно из осознанных требований заказчиков касалось объединения кухни, обеденной зоны и гостиной. "Квартира у нас небольшая, и хотелось бы ощущать в ней максимум воздуха", - такие были слова.
У каждого клиента есть свои особенности. Что же в данном случае подметил архитектор и - неявным порядком - реализовал в интерьере?
Требовалось найти оптимальную степень театральности, декоративности и демонстративности интерьера. В процессе общения стало ясно: для заказчика квартира и вся жизнь - некий подиум, демонстрация себя. Интерьер - это оболочка, где можно красиво принять друзей. И - неспешно попивать кьянти. Следовательно, толика театральности в интерьере уместна, она в стиле этих людей. Отсюда - керамический гранит, в котором все отражено зеркально. И зеркала, в которых хозяйка может себя видеть и анфас, и в профиль, и со спины. И динамичные контрасты: яркие пятна - картина, обивка дивана - на общем спокойно-прохладном фоне.
Прохладные серо-синие тона пола, дальней стены, кухни тоже появились не зря. И алюминий - тоже. "Остужая" тона дерева, камня, пробки и контрастируя с цветовыми акцентами обстановки, они создают атмосферу, очень похожую на характер самих заказчиков.
Ибо когда общаешься с ними в первый раз, у тебя впечатление: компанейские ребята, у которых все о'кей. А когда в это общение погружаешься, понимаешь: за о'кей - холод спокойствия и рассудочности.
Квартира готова.
Как сами заказчики оценивают результат?
Им нравится. Вместе с тем они знают, что этот интерьер не для всех. Многие друзья и знакомые живут совсем иначе - в квартирах с обоями, колоннами, с могучими диванами и креслами. Хотя круг тот же: бизнесмены и их жены. И, естественно, хозяевам пришлось постоянно им объяснять, почему здесь все так, а не иначе. Это рождало у хозяев вопросы: странно, нам нравится, нас радует, а друзья и знакомые не понимают... Но уверенность в правильности пути у заказчиков все-таки появилась. Очень просто - в прошлом году они съездили в Австралию, оказались в австралийской "продвинутой" среде. И увидели, что все там живут именно так, как они. Убедились, что обнаженная бетонная полка, алюминий, фанера - это абсолютно нормально.
И что до понимания этого стиля - современного, неспешного и в то же время динамичного - в России многие пока еще просто не дозрели.
Итак, после Австралии у заказчиков появилась окончательная уверенность в своей правоте. И они уже сами, без помощи архитектора, начали подбирать в интерьер какие-то вещи. И друзья тоже стали понимать эту игру - подарили оранжевую вазу, оранжевые покрывала...
Новая планировка квартиры - по каким принципам она создавалась?
Прежде всего - дом. Он позволял сделать перепланировку. Ибо имеет три несущих стены, а не больше. Но...
Перепланировка последовала не кардинальная. Зачем? Достаточно было уничтожить ненавистную коридорную систему, расширить санузел, кухню объединить с гостиной, а гостиную увеличить за счет балкона - и уже хорошо! Пространство интерьера начало раскрываться навстречу простору и воздуху. Требовалось лишь помочь ему в этом. Но как?
В первую очередь, выстраиванием "чистой" диагонали. Ничем не загороженная диагональ - это оптимальный способ визуального увеличения пространства. Теперь уже от входной двери, сквозь проем, видно дальнюю точку помещения - кухню.
Обратясь к плану до и после, видишь, что перепланировкой все внутренние стены превращены в отдельные "пластины". Помимо осуществления зонирования они еще и направляют свет от окон - вглубь интерьера. А за счет стеклянной вставки в стене свет из кухни запускается также в ванную и далее, сквозь дверь санузла, где тоже есть стекло, в спальню. Тут он встречается со светом, входящим в интерьер с другой стороны дома. Пространство интерьера раскрывается еще больше - вплоть до полной распахнутости.
Двери-перегородки, сдвигающиеся вбок, тоже, кстати, уничтожают ощущение замкнутости помещений.
Теперь взглянем на план после реконструкции.
Вид сверху.
Продольная нарезка пространства стенными пластинами сочетается с нишами.
В принципе, ниши дают прекрасный повод убрать в них что-то и сделать какой-либо предмет частью пространства. Чтобы не выпирал нагло из стены... Особенно это касается вещей, которые должны присутствовать в любом интерьере. Например, телевизора. С точки зрения архитектуры, ниши в гостиной, спальне и кабинете заставляют стены "дышать". Однако заставив пространство "дышать" в горизонтальной плоскости, нужно его заставить "дышать" и по вертикали. Поэтому была введена игра уровней. В игре принимают участие:
- два подиума из бука (один "играет" за гостиную, другой - за спальню),
- две полки (одна, бетонная, - за гостиную, вторая, стеклянная, - за спальню),
- фальш-потолки (в гостиной и кабинете)...
Тему перетекания пространства поддерживают и зеркала в прихожей и, там же, алюминиевая "обивка" стеновой "пластины".
Как в новой планировке чувствует себя мебель?
Прекрасно. Можно сказать, что она заодно с архитектурой.
Кухня "Бульхауп" органично вписывается в серо-синюю тему квартиры.
В спальне кровать просто становится частью подиума, и ее как объекта вообще нет.
Отдельная тема - мебель, сделанная командой архитектора на заказ. Она абсолютно вписана в интерьер. И является л