ТЯНИВА - японский чайный сад

Чайный сад - одна из традиционных составляющих "японской чайной церемонии", принципы которой учат видеть красоту в обыденном, прекрасное - в малом

Текст и фото: Александр Соболев

Журнал: N9 (43) 2000

Словосочетание "японская чайная церемония" стало для нас понятием почти нарицательным, означающим незыблемость и одновременно загадочность чего-либо. Одна из традиционных составляющих этого таинства - чайный сад, который своим устройством и атрибутикой поддерживает ауру самобытности и уникальности происходящего в нем действа.

Традиция окружать чайный домик садом появилась в середине XVI века, когда были "разработаны и утверждены" основные принципы чаепития, ставшие своего рода системой отдыха от будничных забот. Они учили видеть красоту в обыденном, прекрасное - в малом, осознавать ценность всего, что выпадает на долю человека. А сад должен был способствовать созданию особого настроения, без которого церемония потеряла бы смысл.

Итак, через небольшие ворота с крышей войдем в чайный сад, ступая по дорожке из широких камней, расстояния между которыми соразмерны неспешному шагу человека.
Со стороны главного входа и вдоль дороги территорию закрывает от посторонних глаз сплошной забор из бамбука. В первой половине сада предусмотрено место для ожидания - лавка с навесом. В отличие от входных ворот она имеет совсем простую конструкцию: у столбов и перекладин гладкие, подчеркнуто ровные поверхности, задняя и боковые стенки сделаны глухими, чтобы ничто не выводило посетителей из медитативного состояния. Здесь можно поразмышлять над мудрыми изречениями, выбитыми на нескольких строгих гранитных стелах.
Здесь же хозяева встречают своих гостей и проводят их через легкую сетчатую калитку в решетчатой оградке "Етсуме". Контрастный цвет черненых столбиков мягко подчеркивает границу новой зоны. Далее расположен камень-колодец "цукубаи", в его углубление стекает чистейшая вода для омовения рук и полоскания рта. Освещает этот уютный уголок каменный фонарь, а ограничивает и украшает его плетеная ограда в стиле "Коецу-джи". Ее мощный гнутый брус, словно боевой лук, натягивает "тетиву" созерцания. Пока посетители занимаются омовением, хозяин закрывает калитку и кладет с ее наружной стороны небольшой фактурный окатыш, перевязанный крест-накрест сезалем. Это означает, что двери заперты, и чайная церемония началась.

В этом саду для церемонии вместо чайного домика под кронами трех деревьев устроена открытая площадка стандартного размера - 4,5 мата татами (примерно 8 квадратных метров).
Но прежде чем ступить на нее, надо по традиции опустить в лунку на углу площадки, прямо у тропки, красивый, заранее припасенный вами камешек. Он будет символизировать ваше присутствие в саду среди других участников и последователей Мастера чайной церемонии. Его, в свою очередь, символизирует единственный имеющийся здесь большой камень. Еще на одном возвышении перед плетеной преградой расставляют все необходимые принадлежности и благовония. Напротив - источник питьевой воды для приготовления свежего чая.
Гости сидят, удобно устроившись на матах-татами, неспешно пьют из маленьких керамических чашек ароматный целительный напиток. Прямо над головами, в кроне сосны подвешен серебряный колокольчик. И когда дует едва приметный ветерок, украшенный иероглифами со стихами тонкий фолиант с кисточками раскачивает язычок колокольчика и как бы вплетает в косичку приятного разговора цветную ленточку.

По рекомендации хозяина-мастера чайной церемонии или по желанию самого гостя, последний может сделать небольшую паузу и погулять в "Каре-сансуи" - сухом ландшафтном саду по соседству. Прямо от подиума к нему ведет небольшая тропка, выложенная из колотых необработанных камней.

Кроме музыкального перезвона колокольчика и журчания воды в источнике, тишину через равные промежутки времени нарушает стук полого дерева о камень.
Это так называемое орудие против диких животных, представляющее собой источник, в котором вода, текущая по бамбуковой штанге, ровной струйкой наполняет толстое бамбуковое коромысло. Когда один конец перевешивает, коромысло наклоняется, выливая воду в гальку, и тот, падая в исходное положение, громко ударяет по камню. Предполагаемые животные, оказавшиеся поблизости, должны в испуге бежать от этого места подальше.

Перспектива длинной дорожки с мозаичной отмосткой, контрастные вкрапления камня правильной формы, длинный забор "Риан-джи" - все это постепенно возвращает умиротворенного и успокоенного посетителя в привычную для него деловую городскую атмосферу.

А суетные мысли и заботы как мелкий серый гравий остаются по сторонам дорожки. Сеанс релаксации закончен. Но сюда всегда можно вернуться, если вновь захочется отдохнуть от самого себя.

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Эти статьи могут вам понравиться:

Тест: Угадайте книгу по описанию интерьера

Хорошо помните школьный курс литературы? А сможете угадать книгу по описанию интерьера героя?

#Вещи

8 дизайнерских спален, которые изменят ваше представление о комфорте

Рассмотрим приёмы оформления, которые превратят спальню в безупречное место для отдыха.

#Интерьер #Спальни

Киевская квартира, в которой цвет стал главным героем

Устав от спокойных бежевых тонов, заказчики попросили дизайнера Юрия Зименко впустить цвет в интерьер их новой квартиры. Рассказываем, что получилось.

#Интерьер #Квартиры #Современная #Украина

Дом в Сардинии: тёплый и уютный интерьер в стиле эклектика

Этот проект, реализованный архитектурным бюро Ольги Фрейман, появился благодаря увлечённости заказчиков Сардинией и итальянской культурой в целом. Остров имеет необычный рельеф, обусловленный выступами горных пород. Это определило планировку участка и архитектурные особенности расположенных на нём построек.

#Интерьер #Дома #Эклектика #Италия