Улыбка Питера Харвея
Английский дизайнер Питер Харвей, создающий свои работы в духе эклектичного экспрессионизма, черпающий идеи из таких далеких друг от друга сфер - аэронавтики и анатомии.
в галерею
В общем, стилю постмодернистского романа и законам этого сурового жанра подчинены и обстоятельства жизни нашего героя. На другом континенте Харвей занялся оформлением витрин и интерьеров, работой декоратора. Тяжкий труд не пропадет даром, а опыт пригодится Питеру, когда он приступит к дизайну мебели. Но об этом позже.
В 1980 году Харвей возвращается в Лондон в новом качестве. Уверенный в себе дизайнер получает заказ на оформление витрин такого известного магазина как "Хэрродс". Этот проект оказался весьма удачным и важным для развития карьеры Питера. Витрины "Хэрродс" стали походить на изящные виньетки, обрамляющие искусно созданные маленькие миры из красивых предметов. Мебель, драгоценности, одежда, аксессуары - каждая вещь в полную силу играла свою роль, не затмевая другие.
Питеру удалось безупречно соединить современный дизайн с высокой модой. Он сумел создать оригинальные композиции, приковывающие внимание и притягивающие взоры прохожих.
Декораторы обычно работают с готовыми вещами. Их искусство состоит в том, чтобы высекать искру эмоций из взаиморасположения предметов и возникающих из него контрапунктов, контрастов и диалогов. Достигнув мастерства в декораторстве, Харвей загорелся желанием самостоятельно создавать вещи. К тому же, как мы помним, у него уже был подобный опыт - скульптура. Отталкиваясь от него, Питер начал проектировать мебель. И действительно, его модели, настоящие арт-объекты, очень пластичны. Кстати сказать, отношение к мебельному дизайну как к искусству, заимствующему элементы скульптуры и живописи, - очень сильная современная тенденция, среди сторонников которой много ярких имен.
Мы уже писали о Роне Араде, Массимо Иоза Гини, Айале Серфати. Некоторые из них пришли к дизайну мебели и светильников, имея за плечами специальное художественное образование.
Для Питера Харвея в дизайне крайне важна эмоциональность. Некоторые модели мебели - ее прямое выражение, например, кресло "Улыбка". Заметим, это еще одна любимая идея конца XX века. Все те, кто отвергают минимализм, ратуют за выразительность, предпочитая ее стилю. Иначе говоря, неважно какому направлению принадлежит вещь (пусть даже никакому), главное - эмоциональный заряд, который она в себе несет. В интерьере могут быть собраны совершенно разнохарактерные предметы. Суть в том, чтобы они не были безликими, холодными, мертвыми. Бедный загнанный современник столь нуждается в располагающей атмосфере и теплом дружественном окружении.
Кстати, жилище самого Питера именно такое: сказочный мир, наполненный красивыми и немного странными вещами, среди которых хочется задержаться. Теперь догадайтесь с первого раза, как называется стиль нашего дизайнера. Эклектичный экспрессионизм - стиль, который не принадлежит никому, кроме как самому Питеру Харвею.
В 1991 году дизайнер создал свою первую коллекцию "Свобода". Изящные кованые стулья и кресла обиты вручную расписанным бархатом - синим, зеленым, фиолетовым, желтым. Яркая и неожиданная деталь этой коллекции - круглые стеклянные вставки, украшающие спинки и подлокотники. Благодаря им сама мебель, легкомысленная и нарядная, напоминает драгоценную безделушку. Будучи очень декоративной, она неоценима для праздничного интерьера.
Эта находка оказалась очень удачной, и Питер вновь использовал ее в последней коллекции "Примадонна": разноцветное стекло "инкрустировано" в подстолье, раму зеркала, в металлический корпус светильника.
Итак, о скульптуре и эмоциональности мы уже поговорили, теперь пришел черед вспомнить об антропоморфности и профессоре Фрейде. Будем откровенны (тем более, что сам дизайнер этого не скрывает): крутые изгибы, точеные узости и роскошные широты "Примадонны" вторят очертаниям реальной музы Питера Харвея. Еще более обнаженным и уж вовсе не нуждающимся в психоанализе предстает подсознание дизайнера в модели стула "Язык". Он сделан из пластика жарчайшего красного цвета (тона помады Паломы Пикассо). Конечно, в любом коммерческом предприятии эротика - беспроигрышный ход, но Питер пользуется ею, не злоупотребляя. Так, кресло "Принцесса" создано по иному принципу. Оно тоже прекрасно по форме, однако полностью лишено той убийственной энергии, что отличает "Язык". "Принцесса", как ей и подобает, вполне благопристойна. Секрет этого предмета мебели в том, что все в нем держится на одном болте, а спинка крепится на высоком штыре. Очень технологичная вещь, инженер, живущий в Питере Харвее, ею гордится.