Унесенные vintage:
Профессорская дача в поселке Комарово под Петербургом (архитектор Олег Федоров)
в галерею
Поэтому речь шла, естественно, не о реставрации, а о сохранении некоего духа старого профессорского комаровского дома - субстанции вроде бы неуловимой, но тем не менее ясно ощущаемой в каждой детали здания. Федоров считает, что "сталинские дачи были функционально очень продуманными и вещи последнего "большого стиля" хорошо сочетались между собой, жили в одном ряду... Этот ряд узнаваем, чувствуется, что он такой советский, консервативный..." Деревянный каркас здания остался нетронутым, но всю обшивку сняли, разобрали и заново возвели внутренние стены. На первом этаже на том же месте осталась кухня, а остальное пространство заняли гостиная, столовая с камином, узкий коридор и холл с лестницей, ведущей на второй этаж. Наверху сделали спальню, детскую, гостевую и ванную комнаты.
Большинство характерных деталей сталинского стиля осталось. "Деревянные распашные секционные двери, деревянные подоконники, даже немного странная дубовая лестница, ведущая на второй этаж, - все это было, мы это просто восстановили". На первом этаже остался и старый дубовый паркет - его только отшлифовали и покрыли лаком. Отдельная история связана с печкой в гостиной: старую, у которой был общий дымоход с камином, разобрали и привезли в дом другую - настоящую изразцовую печь из старой петербургской квартиры. "Изразцовая печь сегодня - это большая проблема: изразцы очень дороги в изготовлении, их долго делают, наконец, мало печников, которые умели бы это делать как следует. К тому же про такие печи в старых домах рассказывают всякие истории: то они при топке звуки какие-то начинают издавать, то еще что-то...
Но здесь у нас все получилось". Само собой, все внутреннее наполнение печи и камина - дымоход, технические элементы - устанавливали новое.
Впрочем, на этом "сталинский" vintage заканчивается и начинается другой, европейский, так как "хозяин - поклонник того, что в России называют консервативным европейским стилем: все такое не кричащее, не аляповатое, а просто спокойное". Поэтому большинство предметов мебели и аксессуаров приобретали в Голландии: владелец дома часто ездит в Амстердам и там в разных лавках и магазинчиках выбирает вещи. Для каждой комнаты архитектором была придумана своя "история": для кабинета - морская тема, для холла и столовой - гравюры.
"На самом деле главное - придумать для всего эти сквозные тематические схемы (как это может развиваться и само жить). И если заказчику эти схемы действительно подходят, он уже сам понимает, какие именно вещи для дома ему надо выбирать". Общее правило - их соответствие стилистике 40-50-х годов, хотя в России, к сожалению, существует пробел с вещами того времени. Но "в принципе не важно, западные это предметы или советские, - инерция вещей все равно существует, и со временем это будут вещи не из конкретной страны, а просто вещи 40-50-х годов". И не говорите, что интернационализм - это утопия, в питерском vintage он уже реализовался.