В комнате с белым потолком
квартира общей площадью 82 м2 Татьяна Боронина, Александра Зверева
в галерею
Особый интерес вызывает дизайнерское решение потолка в квартире, созданной Татьяной Борониной и Александрой Зверевой. Здесь почти нет мебели - исключение составляют тумбы под аудио- и видеотехнику, по стилю и отделке близкие к кухонной обстановке.
И само собой, никаких шкафов в комнатах (вместо них в квартире оборудована удобная и просторная гардеробная). Зато именно здесь мы, наконец, можем практически в чистом виде наблюдать работу дизайнера: игру плоскостей и искривленных поверхностей; зрительные иллюзии; интересные планировочные решения.
Татьяна любит кривые линии, полуокружности, Александра предпочитает прямые. "Мы очень дополняем друг друга".
Обширная гостиная. Основное помещение квартиры, можно сказать - общая комната. Полубанкой, по выражению Татьяны, выступает прихожая; прием, по всей вероятности, достаточно банальный, но надо же было как-то замкнуть пространство прихожей, отвернув его от общей комнаты.
Читатель уже сталкивался с интерьерами, где living-room (жилая комната, гостиная) объединена с кухней. Здесь же единство подчеркнуто намеренным лаконизмом обстановки. Кухонная мебель (разумеется, изготовленная по специальному проекту) оказывается не столько оборудованием, сколько ведущим акцентом в интерьере общей комнаты.
Синие с черным панели и поверхность задней стенки из нержавеющей стали выгодно выделяются на белой стене. Нижний ряд шкафов и плита совмещают в себе все возможное: микроволновую печь, грили, посудомоечную машину... Потолок в этом обнаженном пространстве (bare minimum, говоря по-английски) играет роль активного, деятельного начала. Он откликается на то, что происходит внизу: опускается над кухней (одновременно обособляя ее и делая частью целого), повторяет зигзагообразную форму барной стойки - "...так как кроме кривых я люблю еще и зигзаги" (Татьяна). Именно динамика потолка создает напряжение между различными зонами и придает некую завершенность лаконичному, как бы оборванному на полуслове интерьеру. Bare minimum - вызов, брошенный современным дизайном нашим привычным представлениям о домашнем укладе. Реагируя на намеченные скупой обстановкой идеи интерьера, не осознанные подчас даже самими авторами, верхняя часть квартиры вызывает ощущение ответной реплики, контрапункта, диалога.
Это напряжение, искра между двумя полюсами, рождается здесь не случайно - оно спровоцировано самим творческим процессом. Архитекторам, по их собственному признанию, нравится трудный, но увлекательный диалог с заказчиком, который сомневается, возражает, высказывает трудновыполнимые пожелания. С тем, кто и так прекрасно знает, что ему нужно, работать скучно. Гораздо интереснее отстаивать свое видение интерьера, убеждать оппонента. Гардины, аксессуары, живопись - все это было предложено дизайнерами, которые теперь постоянно консультируют хозяев и вообще помогают им ориентироваться в мире вещей. Тут налицо сходство вкусов и симпатий; скажем, расцветка гардин была единодушно одобрена и заказчиками, и исполнителями: хозяева квартиры без ума от насыщенных желтого и синего цветов. Среди прочего, стоит упомянуть живописные работы Егора Силантьева - они пришлись по душе заказчикам. И конечно, не редкость ночные звонки: "Слушай, какую отличную я видел лампу! Завтра едем смотреть."
Отношения между архитектором и клиентом перерастают в дружеские.
Энергичный и спортивный хозяин (любимый отдых - paint-ball) в силу своей неугомонной натуры постоянно придумывал что-то новое. Приходилось постоянно возвращать его к реальности. Работать было очень трудно. Но интересно.
Спальня с непривычки поражает своей формой: неукоснительно выполнялось пожелание хозяина, требовавшего, чтобы кровать была точно сориентирована изголовьем на север. Планировку, помимо этого условия, задали размеры кровати и уже готовые шкафы. Здесь активен не только потолок, но и стены. Игра плоскостей становится ведущей темой спального помещения - преддверия снов и грез. Огромную роль играют зеркала. Сплошное зеркало вдоль стены, зеркальная полка... Парфюмерно-косметическое царство на полке становится еще внушительнее: флаконы и коробочки множатся в своих зеркальных отражениях.
Зеркало помещается и непосредственно над центром кровати, рождая перспективу там, где ее не ожидает наше закоснелое сознание.
Потолок над кроватью несколько понижается, и в интерьере спальни выделяется собственно спальная часть, отграниченная от гардеробной, - легкий и ироничный намек на альков. Когда включают мощные галогеновые лампы, членение спальни и пластика потолка проявляются еще четче - образуется нечто вроде световой плоскости, разделяющей единое помещение на зоны.
Сильное и неожиданное впечатление могло бы произвести цветовое решение плоскостей. Раскрашенные формы читаются более конкретно; белые, они несколько аморфны. Но хозяева не отважились на столь решительную расстановку точек над i. Они предпочли изящную недосказанность светлых поверхностей "в комнате с белым потолком".
Ванная комната - уступка милым слабостям; золотой потолок с тонированным зеркалом, обилие золотых деталей на зеркале, стенах и ванне. Надо сказать, авторы не считают эту часть интерьера своей большой творческой удачей. Хотя, возможно, такое решение стало неизбежной репликой традиции в ответ на вызов современности.
А в жилых комнатах как раз отсутствие пышного декора и многочисленных предметов обстановки позволило обнажить самобытную игру плоскостей: потолка, стен, кухонных панелей. Молчаливо драматическую, как в пьесе с подтекстом. Здесь, в современной по замыслу и исполнению квартире сошлись интересы и пристрастия нескольких человек: утонченные вкусы - хозяина, любовь к уюту и роскоши - хозяйки, творческая воля и опыт - архитекторов. Сегодня по квартире разгуливает еще один ее обитатель - замечательный рыжий кот Лапка. У него, вероятно, свои представления о современном жилье...
Словом, интерьер потихоньку обживается.