В поисках стиля
Для молодой семьи с тремя детьми декоратор Светлана Арефьева спроектировала представительский интерьер в стиле ар–деко
в галерею
Автор проекта Светлана Арефьева:
«Заказчики—молодая пара, с тремя маленькими детьми. Этот дом они позиционировали не столько как родовое гнездо, построенное на века. Это был своего рода эксперимент, поиск собственного стиля: хозяева хотели пожить в представительском интерьере, «примерить» на себя подобную стилистику. Такое отношение к жилью (семья планирует жить здесь не больше пяти–семи лет) было новым опытом и для меня. Но несмотря на необычные вводные, в доме нет никаких имитаций, ничего временного: все материалы высочайшего качества, люксовая мебель, современная инженерия»
Почему ар–деко? Чем этот стиль привлёк и Вас, и заказчиков?
—Я не люблю характеризовать интерьер одним словом, присваивать какие-то ярлыки. Дом для меня—это в первую очередь портрет своего хозяина. Вот и этот интерьер я «писала» с домочадцев. Описывая свои предпочтения, хозяева часто употребляли эпитеты «лаконичный», «современный» в сочетании с «ар–деко». Во время обсуждения я обращала внимание, на что они реагируют, к чему тяготеют, что им нравится. А именно тёплая золотистая гамма, графика, дорогие породы дерева, такие как палисандр и макассар, оникс (обязательным условием был ониксовый камин). Такому чёткому запросу нужен был такой же чёткий ответ—выбранные заказчиками материалы определили общее стилистическое решение. Также я активно использовала зеркала: тёплому интерьеру требовался контраст в виде холодных фактур, зеркального блеска. Получилась довольно торжественная, изысканная, но и не холодная и не отстранённая, а вполне домашняя атмосфера.
SALON: Действительно, интерьер выглядит домашним и уютным, но при этом он сохранил свойственные этому большому стилю торжественность и парадность. Как Вам удалось «одомашнить» ар–деко, сделать его сомасштабным пространству? Есть какие-то профессиональные секреты?
—На мой взгляд, в первую очередь интерьер должен следовать за архитектурой, соответствовать ей. Профессионал не будет делать рококо в типовой квартире с потолками два семьдесят. И хозяева сегодня тоже это понимают, они стали острее чувствовать несоответствие пространства тому или иному стилю. Выставки стали нормой для заказчиков, они посещают не только европейские, но многие азиатские выставки. Появляются интересные мебельные марки, позволяющие сделать классику актуальной, а не тяжёлой и застывшей. Неимоверно вырос уровень наших архитекторов и дизайнеров, возросла их требовательность к интерьеру, деталировке, к изготовлению предметов интерьера по «мерке» заказчика, по авторским эскизам. Это если говорить об общей ситуации в интерьерной сфере.
Что касается профессиональных приёмов, то в гостиной я использовала крупные горизонтальные полосы одного цвета, но разного тона: более тёмные внизу и у потолка и высветленные по центру. Эти полосы—некий отголосок характерных для ар–деко лепных ступенчатых элементов, которые мне не хотелось повторять дословно. Это
достаточно простой приём, но в то же время смелый. В паре с массивным камином и люстрой полосы держат всю гостиную, «собирают» активные элементы в единое целое. В таком большом помещении (70 квадратных метров) с невысокими потолками важно было соблюсти пропорции. Крупные полосы задают нужный масштаб, делают пространство торжественным и при этом не подавляют человека. Ещё один нюанс—цветовая гамма, построенная на сближенных оттенках. Все доминантные элементы согласованы между собой, а акценты контрастны по отношению к ним. Интерьер выглядит в меру графичным и одновременно мягким, не резким.
S: Композиционными элементами гостиной несомненно являются люстра и камин. Вы намеренно акцентировали на них внимание?
—Да, конечно. Пространство гостиной позволяло расположить в ней несколько разных зон, но мне не хотелось дробить её. Есть один ярко выраженный центр с массивной мягкой группой. Этот приём—в духе ар–деко. Композицию усиливают монументальный камин из оникса и необычная люстра, состоящая из 32 стеклянных шаров, которые благодаря цвету и фактуре с пузырьками очень похожи на натуральный камень. Камин, кстати, тоже с секретом: его массивный «ризалит» вмещает в себя телевизор. Последний находится в верхней части и опускается с помощью механизированного лифта. Эта сложносочинённая конструкция отделана ониксом и мрамором. Я предпочитаю не объединять телевизор и камин, но тут геометрия помещения, расположение дымохода и композиция не позволяли по-другому решить проблему. Когда в телевизоре нет необходимости, его можно скрыть от глаз.