В шоколаде...
московский ресторан "Шоколад" Евгений Бакаев, Елена Орельская
в галерею
- Это вообще давняя история. С людьми, которые занимаются управлением ресторана, мы общаемся уже многие годы, один из них - мой одноклассник. Мы еще года три назад думали о том, как будет называться наш клуб (тогда это был чисто клубный проект). И у нас возникло это название. Потом мы посмотрели фильм "Шоколад", все примерно в одно и то же время, и он нам очень понравился. И самое главное, знаете, мы представляли, как человеку звонят, спрашивают его: "Ты где?" А тот отвечает: "Я в "Шоколаде". Красиво.
S: Типография "Утро России" - знаменитое здание, один из самых удачных примеров реконструкции в Москве. Выбор места принципиален или так вышло случайно?
- Мне это здание сразу очень понравилось. Я зашел сюда - и почти сразу придумал, как должен выглядеть ресторан. А вообще, я, как любой человек, который делает интерьер, был поставлен перед фактом, что вот есть место - надо сделать ресторан. Сроки были сжатые. И построили мы его очень быстро - за четыре месяца. Я считаю, можно взять хоть заводской цех, поставить туда красивую мебель, сделать там качественный свет, стильные аксессуары.
И это будет элегантное, достойное место.Для этого абсолютно необязательно делать двадцатичетырехуровневый потолок из гипсокартона.
Была бы моя воля, я бы здесь вообще ничего не делал. Все-таки это типография, которая построена Шехтелем, с классическими формами, которые сотни лет люди хорошо воспринимают во всем мире, и я тоже считаю, что это красиво. Или есть, например, стул от Уильяма Савайа, который сам по себе является малой архитектурной формой.
Это, кстати, наша отечественная черта - неприятие чужого дизайна, но ведь есть универсальные вещи: вот Ferrari, универсально красивый автомобиль. Почему в России он должен казаться более красивым или менее красивым, чем во всем остальном мире?
S: То есть главное, концептуальное решение в том, чтобы не испортить уже существующий объект, скомбинировать его с полноценными дизайнерскими вещами?
- Мне, знаете, всегда смешно слышать слова "концепция", "дизайнерское решение". Я бы так сформулировал: мы не пытаемся ничего навязывать, считаем, что то, как мы делаем, соответствует определенному вкусу. И люди либо принимают наш подход, либо не принимают.
S: Смело.
- Это не "смело", это правильно. В первую очередь надо делать так, чтобы тебе самому нравилось.
В ресторане все очень четко подчинено тем условиям, которые перед тобой ставит заказчик. И этих условий очень много, и по качеству, и по эргономичности. Ты не можешь игнорировать количество посадочных мест, ширину проходов, мощность кондиционеров, света, звука. Из этого складывается некоторый набор элементов для твоего будущего интерьера. И конечно, это несколько "обламывает".
Да, допускаются какие-то игры. Мы сделали общий туалет, тогда как по правилам ресторанного бизнеса туалет должен быть раздельным. Это такая небольшая шутка, которую не все воспринимают, в том числе клиенты.
S: Вы довольны результатом?
- За четыре месяца нельзя построить что-то, что нравится абсолютно.Но в общем, скорее да. Тут получилось такое пространство-трансформер, клуб и ресторан одновременно: стулья убираются, и получается танцпол, подиум во время вечеринок трансформируется в диваны.
А вот эта фальшстена в основном зале является плюсом в эргономике ресторана. Когда здесь находится семьсот человек, невозможно доставить заказ, не нарушив красоту блюда. Соответственно, этот проход - для официантов. Он же - для диджея и танцоров.
S: Еще будете строить?
- В "Шоколаде" планируется еще VIP-зона: второй этаж, куда вход только по карточкам, не знаю, по отпечаткам пальцев, по сетчатке глаза... Эту зону мы предполагаем сделать абсолютно закрытым местом с верандой, с очень красивым видом, там все будет стекло - от пола до потолка. Зона человек на шестьдесят, где будет уютно, красиво. Надеюсь, уже в конце апреля- мае она откроется. Второй этаж послужит, безусловно, дополнением к "Шоколаду", но все-таки хочется сделать что-то совсем отдельное.