Вадим Греков
дом архитектора Вадима Грекова в поселке Ручей под Звенигородом Вадим Греков
в галерею
Среди особенностей Ручья - радостная природа и необычное небо, полное сюрпризов и превращений. (Вы обращали внимание, что в каждом из уголков Подмосковья разное небо?) Своеобразный "космизм" дома Грековых очень подходит к здешнему небу. И вообще, "пришелся ко двору" природе в целом. Двухэтажный деревянный дом - открытая миру, почти природная структура. Он не просто устремлен, он конструктивно открыт небу. Рядом со спальней на 2-м этаже устроена открытая площадка. Она соседствует с треугольной конструкцией - "носом", - сквозь которую прорастают деревья (этот же прием архитектор использовал и в хозяйственных сооружениях, "пропустив" стволы сосен через крыши). Их вертикали направляют взгляд человека, стоящего внизу, наверх, к главной "точке отсчета" - центру всей композиции дома.
Она находится на пересечении горизонтальных линий треугольника и воображаемых вертикалей, заданных естественным ростом деревьев. "Смысл создания дома - это поиск человеком своего места в нашем большом мире и в то же время создание собственного мира для отдельного человека. Поэтому дом - это маленькая модель мира, своеобразная мини-Вселенная, - объясняет Вадим Греков. - Он подчиняется универсальным, общемировым законам пропорций и гармонии. Наверное, для моего дома подходит определение "экологичный", но не в узко- прикладном, а в философском смысле. Экологизм в моем понимании - это максимальное взаимопроникновение пространств в доме, их органичная связь с природой, их внутренняя гармония - и бесконечное развитие". Действительно, дом Грекова максимально открывает себя природной среде и естественно живет в ней: огромные окна, два входа (один со стороны мастерской, другой - гостиной).
Внутренние пространства также выстроены по природным законам целесообразности: логичная планировка, любимые, а значит нужные вещи... Вадим любит размышлять за столом в мастерской ("Не работать!" - подчеркивает он). Здесь же на полу рисуют дети. В мастерской висит картина Анны Грековой (жена Вадима - художница) - вид окрестностей, а над камином в гостиной - работа Нюры "Грибы". За окнами столовой, где собирается семья, виден лаконичный пейзаж: зеленая трава, стволы деревьев на фоне графичного силуэта поленницы. Но главу семьи больше всего притягивает небо, высота. "Мне нравится ночевать прямо на открытой площадке второго этажа, бросив на пол шкуру, - рассказывает архитектор, - практически на "точке отсчета". Многое про эту "точку" становится ясным: на одной из фотографий Греков с группой товарищей стоит на вершине горы по грудь в снегу... И впрямь, архитектура - экстремальный вид спорта.