Вчерашний день

XIX Антикварный салон: рококо, модерн, ар деко, советский авангард, средневековая экзотика и т.д.

Дата публикации: 06.04.2000

Фото: Дмитрий Лившиц

Материалы подготовила: Марина Волкова

Журнал: N2 (102) 2006

Самым актуальным "вчерашним днем" на данный момент является рококо. Это мнение антикваров, которые это рококо нашли и нам показали на осеннем Антикварном салоне, 19-м по счету, организованном компанией "Экспо Парк Выставочные Проекты" в ЦДХ. И не только рококо. Ар деко, модерн, советский авангард, средневековую экзотику и т.д. - Антикварный салон тем и приятен, что на нем можно найти все. В следующий раз, весной на 20-м салоне, обещают показывать театр - в честь юбилея. Ждем-с

Чтобы почувствовать себя красавицей XVIII века, повесьте у себя это зеркало [1]. Придворные дамы того времени не зря любили такие зеркала. В окружении завитков, придуманных эпохой рококо, отражение еще краше. Середина XVIII века. Дерево, левкас, двухцветное сусальное золото. Антикварная галерея "Лавка древностей".

Вряд ли эта золотистая ширма [2] XIX века может служить по назначению, то есть что-нибудь скрывать, но интерьер, безусловно, украсит. Галерея "Три века".

Самое замечательное в этой "галантной сцене" [2] - когда и где она сделана. В Германии начала XX века! Видимо, в промежутках между войнами немецкий обыватель мечтал о спокойном XVIII веке. Галерея "Забытые вещи".

Это миниатюрное кресло [3], сделанное в России во второй половине XIX века, так и хочется назвать креслицем. Вероятно, в те времена наши соотечественники были меньше, чем мы. Антикварная галерея "Марата, 10".

Николая I, гонителя Пушкина и декабристов, в быту окружали очень милые вещи, как, к примеру, вот эти часы [4]. И почему у него был такой дурной характер? Императорский фарфоровый завод, эпоха Николая I. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Антикварная галерея в ресторане "Прага".

Мастера легендарной Мейсенской фарфоровой мануфактуры в совершенстве владели техникой лепки мелких фарфоровых деталей. В середине XVIII века это было особенно важно: вазы из фарфоровых "кружев" ценились больше всех других. Ваза [5], Государственный музей-заповедник "Ораниенбаум".

Зеленый и ушастый, то ли божок, то ли демон [6]. Возможно, раньше жил в Китае. Хозяева, отзовитесь! Галерея "Каменноостровский, 17".

Мастера стиля модерн любили томных красавиц настолько, что изображали их везде, где придется. Даже на тарелках. Дрезден [7], конец XIX - начало XX века. Фарфор, живопись, разделка золотом. Антикварная галерея "Кентавр".

Тема "короля-солнца", "запущенная" Людовико XIV, не была забыта и при его внуке. Неслучайно у этих каминных часов [8], по форме напоминающих триумфальную арку, маятник сделан в форме солнца. Франция, конец XVIII века, Людовик XVI. Мрамор, позолоченная бронза. Антикварный салон "Набоковъ".

Севрская мануфактура - одна из самых знаменитых. Каждая вещь, произведенная на ней, ценится на вес золота. Тем более если эта вещь XIX века. Фарфор, живопись, цировка по золоту, бронзовые вставки [9]. Фирма "Золотник".

Существует предположение, что эти парные скульптуры [10, 11] были изготовлены ограниченным тиражом специально для французского двора. Действительно, похоже. По одежде и украшениям их можно принять за венценосных особ. Франция, мастер Жакоб Пети (Jacob Petit), начало царствования Николая I. Галерея "Антиквар Метрополь".

"Кукла чугунная" не зря украшала "модную келью" Евгения Онегина. Наполеон властвовал над думами весь XIX век. Кроме "кукол" были в ходу наполеоны на поле брани, на коне и на военном совете. А вот Наполеон, отдыхающий на диване после завоевания Европы, - редкий сюжет. Севр, 60 -70-е годы XIX века. Фарфор, живопись, позолота [12]. Салон "Форум-Арт".

Костяная голова [13] приехала к нам из Индии или Пакистана, где ее сделали в XVIII - первой половине XIX века. Салон "Антикс".

Только что распустившиеся белые цветы яблони на нежно-голубом фоне - популярный в эпоху рококо японский узор. Ваза [14], Императорский фарфоровый завод, 1896 г. Фарфор, роспись золотом. Галерея "Ортодокс Антик".

Этот хитро прищурившийся старичок [15], похожий на разбойника, на самом деле не разбойник, а мудрец, ракан, один из учеников и последователей Будды. В его руках пагода-лампада, с помощью которой он творил чудеса. Япония, период Мэйдзи, конец XIX - начало XX века, эмблема мастерских Сацума. Фаянс, роспись эмалью с золотом. Галерея "Шон", отдел "Евразия".

Ганеша [16] не только повелитель полчищ (в переводе с санскрита) и представитель индуистской божественной элиты. Он также считался богом мудрости и поэтому изображался с головой слона - самого умного животного, согласно представлениям индусов. Восточная Ява, XII - XIII вв. Галерея Кирилла Данелия.

"Место, где отдыхают кисти" - так в переводе с японского называется этот костяной предмет [17]. А высечены на нем прародители японской нации. Япония, эпоха Мэйдзи. Галерея "Шон", отдел "Югэн".

Этому комоду [18] повезло: он сохранился без утрат и реставраций с XVIII века. Изображения китайцев остались такими же, как они были в эпоху моды на шинуазри, или по-русски "китайщину". Франция, конец XVIII - начало XIX века, серный лак, резьба по дереву, латунные накладки, мраморная столешница. Галерея "Вдохновение".

За детство счастливое наше спасибо… советскому агитационному фарфору. Именно ему мы обязаны такими чудесными детскими вещицами, как эта чашка-малютка [19], сделанная на Ленинградском фарфоровом заводе мастером Кузнецовым в начале 30-х годов XX века. Что она пропагандировала? Счастливое детство! Галерея "Шон", отдел "Евразия".

Эти фигурки [20, 21] - находка для коллекционера. Под видом пастыря и клоуна скрываются… бутылки. Форму маскировки придумал парижский мастер Руби (Rubi) в 20-е годы XX века. Частная коллекция, Москва.

Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас) были для своего времени кузницей талантов. Во многом благодаря преподавателям. Один из них, Олег Татевосян, нарисовал этого восточного мужчину [22] в ярких одеждах и чалме, а тарелку по эскизам мастера выполнили уже его ученики. Россия, 1921 г. Галерея "Старые годы" на Кутузовском.

Сюжет этой маленькой скульптуры [23] прост и вместе с тем красноречив. Что нагадает этой моднице старуха-гадалка? Учитывая то, что скульптуру сделала в 20-е гг. советский мастер Наталия Данько, очевидно, счастливое будущее! Надглазурная полихромная роспись. Галерея Данько.

Строгие геометрические формы плюс четкие прямые линии равно гарнитур в стиле ар деко. Этот экземпляр [24] был выполнен в 40-х годах XX века в Италии самим Джио Понти. Галерея Lumi сollection.

Расписной майоликовый Чаплин в надвинутом на лоб котелке [25] сделан у нас, а не в Америке. 60-е годы XX века, мастер Н. Н. Мухатаева. Галерея Леонида Шишкина.

Золотые раковины, оплетенные кораллами [26], не просто декоративное украшение, а сервиз тет-а-тет, состоящий из семи предметов. Компания Dagoty, Франция, 1830 - 50-е гг. Галерея "Ортодокс Антик".

Этот сосуд с крышкой [27], похожий на бабушкин горшок с любимым ва

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости

Ошибки в оформлении гостиной: 5 мнений дизайнеров

Скучная цветовая палитра, расстановка мебели вдоль стен, минимум сценариев освещения и другие частые ошибки в дизайне гостиной.

#Интерьер #Гостиные