Верным курсом
квартира площадью 205 м2
в галерею
Несколько лет назад, когда здание на улице Климашкина еще только строилось, Борис задумывался о том, что хорошо было бы спроектировать интерьер в этом доме, где наружные стены - из стекла. Момент не заставил себя ждать. Однажды в архитектурное бюро ub.design обратился заказчик, купивший квартиру именно там. «Очень важно, чтобы заказчик и архитектор разговаривали «на одном языке», - замечает автор проекта. - В нашем случае все было именно так: заказчик знал наш стиль и безоговорочно принял дизайн-концепцию. С самого начала интерьер представлялся ему и нам свободным от лишних перегородок, легким, воздушным, прозрачным, максимально минималистичным. Надо отдать ему должное: он даже согласился на современный свет, что в общем-то для жилого пространства довольно спорно. Неоновые подсветки, люминесцентные лампы и светодиоды - на это готов не каждый».
Как видно из исходного плана, квартира представляла собой вытянутый прямоугольник с глухими продольными стенами и торцевыми фасадами, остекленными целиком от пола до потолка. Зонирование пространства предопределила панорама из окон: объединенные в единое целое гостиная, столовая и кухня, а также кабинет сгруппированы на стороне с видом на готический собор, а приватные помещения (спальня, ванная комната, детская и гардеробная) сориентированы на внутренний двор. Две части визуально соединяет между собой узкая дорожка из темного дерева, проходящая вдоль всей квартиры. Точно такая же есть на потолке. Эта контрастная линия прорезает пространство от одной стеклянной стены до другой. «Если объем слишком большой или вытянутый, как здесь, сам собой напрашивается связующий элемент, - говорит Борис, - хребет, подобно шампуру для шашлыка, собирает, держит, организует пространство».
Интерьер сформирован двумя цветами. Белый и черный здесь не просто цвета. С их помощью архитектор создает архитектурные формы. Палитра более чем минималистичная. В выборе отделочных материалов следовали все той же логике минимализма: меньше, да лучше. И все же в этом проекте архитектор позволил себе немного отойти от принципов минимализма. Интегрировав в пространство некоторые элементы из других стилей, эпох, он попытался уйти от излишней сухости и суровости. Но, с другой стороны, это заигрывание с классикой в общем-то не что иное, как гротеск, игра. Игровой прием «отрицания» классики, «остранения» классических приемов и форм, когда путем перемещения отдельного классического предмета или элемента в новую, несвойственную ему среду создается иная философия. К примеру, сами предметы - классические лишь по форме, а по сути это современная стилизация, причем очень ироничная. Это и люстра в гостиной, апофеоз гламура, и иссиня-черные барочные стулья, как будто бы выжженные в огне. Только на таком противопоставлении псевдоклассического и урбанистического можно понять, насколько минималистичен интерьер, убежден архитектор.
«Как может показаться, в этом проекте мы позволили себе несколько отойти от принципов минимализма. Но это только на первый взгляд. Да, здесь есть несколько предметов в классическом стиле. Однако это не более чем игра, гротеск. Прием отрицания классики в том и заключается, что все эти вещи несут в себе абсурдный, ироничный посыл. А помещенные в совершенно современную среду, они еще больше подчеркивают, демонстрируют минималистский характер интерьера»