Восточный характер
двухуровневая квартира (120 м2) в Москве Игорь Шашков, Леонид Павлушин Спокойный восточный колорит квартиры без прямой стилизации, основанный только на "намеках" и ассоциациях
в галерею
Представьте себе ситуацию - сказали заказчики: "Хотим квартиру в восточном стиле". И вот уже ощущается аромат благовоний, повсюду бонсай и лаковая посуда... Вполне типично, но - "не в этой жизни", не в Москве...
Автор проекта Игорь Шашков считает, что "нельзя искусственно переносить эстетику другой страны на свою почву", и в данном случае очень важно "исходить из психологии конкретного человека, ведь интерьер - очень интимная вещь, продолжение внутреннего "Я" хозяев. И тут для дизайнера, как и для врача, главное - не навредить при создании квартиры не просто современной, а такой, в которую органично вплетены знаки экзотической для нас японской культуры". А чтобы достичь желаемого результата, нужно долго общаться с заказчиками, стать, по сути, другом семьи... Сразу скажем, что в данном случае результат был достигнут на все сто процентов.
Уже с порога становится понятным характер интерьера. Очень деликатный и ненавязчивый. Нигде нет прямой стилизации, только намеки и ассоциации. Отдельные акценты звучат как воспоминания о чем-то дорогом, но очень далеком.
Светлые стены современных московских квартир давно стали и "притчей во языцех", и неким стилеобразующим знаком, но здесь они оправданы не столько модой, сколько символическими или даже философскими причинами. Тонкие нюансы различных оттенков белого - не только отличительный признак интерьера традиционного японского дома, но и символ эмоционально-психологического очищения.
С темой очищения связана и просто шокирующая многих деталь интерьера второго этажа квартиры - ванна, расположенная прямо в спальне хозяев и отделенная от остального пространства комнаты невысокой перегородкой с окошком-иллюминатором, подчеркивающим интимный характер всего помещения.
Тканевый экран в спальне, своего рода "ширма" и дверцы-жалюзи в прихожей - лучшие иллюстрации принципа построения пространства. Он выражается простой формулой: "Зонирование, а не деление". В этой московской квартире, как и в японском доме, стоит только убрать ширму или повернуть дверцы вокруг своей оси, пространство становится совсем другим. И чтобы изменить характер собственного дома, хозяевам потребуется только желание и немного времени.
Кстати, о времени, которому и в японской культуре, и в интерьере этой квартиры отводится особая роль. В прихожей пол набран из каменных плиток, напоминающих брусчатку. Их поверхность настолько гладкая, что невольно возникает ощущение, будто здесь в течение сотен лет ходили тысячи людей.
Отделка камина в гостиной тоже символизирует быстротечность времени. Большой пласт оникса, закрепленный над ним, имитирует легкий дымок, тающий в воздухе, хотя в камине уже давно не трещат поленья. А расположенные справа полочки как ступенчатые слои горной породы, выдуваемые ветром в толще тысячелетних скал.
Но пожалуй, самая большая загадка этой квартиры - лестница. Вполне современная по стилю, открытая и "прозрачная", она формирует пространство вокруг себя и становится основным акцентом интерьера.
Как оказалось, в пространстве первого этажа, "во весь рост", лестница очень похожа на другую органическую форму - побег бамбука, из которого трогательно рождается новый росток.
Читатель наверняка подумает, что для современной квартиры здесь слишком много символов и ассоциаций, но так только кажется. В пространстве интерьера они мастерски "разведены" дизайнером". Главное, что и гости, и хозяева чувствуют себя здесь умиротворенно и комфортно. Возникает ощущение, что именно про эту квартиру сказал один японский поэт:
"Прохладу
сделал своим жилищем
и отдыхаю" -
в квартире, выходящей окнами на восток. Туда, где восходит солнце.