Возвращение в зазеркалье
квартира в Киеве Вадим Заплатников, Лариса Меркулова
в галерею
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"
Эта квартира рождает множество ассоциаций, каждая деталь способна положить начало занимательной и богатой на события истории. Итак...
"У самого входа рос розовый куст с белыми цветами. Алиса не поверила своим глазам и решила подойти поближе".
В центре холла из пола тянется полутораметровое металлическое дерево. Вместо листьев на нем - круглые красные свечи. Вокруг "металлические шкафы", сразу и не поймешь, что это шкафы. А тут еще какой-то текст на дверцах... Да это три первые страницы из "Алисы" на английском языке!
Пока мы осматривались, в это сюрреалистическое пространство вбежал огромный черный терьер. Прямо сквозь зубчатый проем, похожий на модернистскую скульптуру. А следом за терьером - еще двое из Зазеркалья: "Ну что ж, давайте знакомиться: Вадим Заплатников и Лариса Меркулова, архитекторы".
" - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.
- Да мне почти все равно, - начала Алиса, - лишь бы попасть куда-нибудь.
- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Конечно, если не остановишься на полпути".
Мы входим в огромную гостиную. Ее стены и потолок покрыты золотистой краской, неровные мазки по штукатурке создают сказочно мерцающий фон. Скоро наступят сумерки. Взгляд сразу притягивает необычная пространственная фигура - металлический фюзеляж самолета. Он висит в полуметре от потолка по одну сторону комнаты.
Вадим щелкает выключателем. Ух ты! Из-под крыльев самолета разливается приятный желтый свет, в потолок ударяет красный, а фюзеляж и ниша под ним погружается в загадочную зелень. При этом стол, за которым мы сидим, освещается белыми галогеновыми лампами. У противоположной стены стоит черный кабинетный рояль. С двух сторон от него как будто парят в воздухе метровые металлические деревья - канделябры в старинных мексиканских сомбреро. Лариса подает кофе, и хозяева начинают рассказ о своей необыкновенной квартире.
Оказывается, предыдущие хозяева начали капитальный ремонт с перепланировкой, но не довели до конца. Вадим и Лариса, будучи магистрами архитектуры по реконструкции и реставрации, прежде всего изучили место, на котором построен дом, а потом устранили те несуразицы, которые спроектировали до них. Этот процесс напоминал лечение тяжелобольного. "Понимаете, дом и место, где он стоит - это живой организм. Его надо понять, с ними надо общаться, иначе вы постоянно будете ощущать дискомфорт".
Вадим приглашает полюбоваться с балкона: "Там внизу - вечерний Киев, а мы - последний дом над обрывом. Вот это перед нами - Гончары и Детинка, наидревнейшее поселение Киева. А вон там - Замковая, Щекавица, Хоревица, справа хорошо видны Андреевский спуск и дом Булгакова". "Действительно, Зазеркальный дом! - шепчемся мы. - По одну его сторону - древняя история, по другую - современная урбанистика".
" - Ой, все чудесится и чудесится! - закричала Алиса (она была в таком изумлении, что ей уже не хватало обыкновенных слов, и она начала придумывать свои)".
В глубине комнаты зажегся камин и ощущение сказочной, волшебной таинственности усилилось. Удивительно, сначала он казался бутафорским.
А теперь давайте посмотрим, как в Зазеркалье выглядит спальня. Комната небольшая, уютная. Фактура всех стен разная: где-то кирпичная кладка, где-то штукатурка, местами гипсокартон. Но продуманное цветовое решение "собирает" спальню в единое целое. Главный цветовой акцент комнаты - большая синяя картина, выполненная известным в Киеве художником. И еще наше внимание привлекла стенная роспись. "Эту композицию я выполнил сам, - говорит Вадим. - В ее основе - наш оберег, его зовут Гаразд". Мы вопросительно смотрим на хозяина. "Гаразд - это маленький бронзовый лев (хозяева квартиры - по гороскопу Львы). Мы его приобрели в Бельгии в самый счастливый период нашей жизни, потому и дали ему такое звучное украинское имя". Гаразд для Вадима и Ларисы - не просто домашний талисман, он талисман их творчества, опекун и хранитель счастья.
Возвращаемся в гостиную посмотреть на бронзовую статуэтку в нише и тут замечаем, что на стенах комнаты ничего не висит. Кроме фотопортрета молодой женщины, причесанной по моде 60-х годов. "Это наша бельгийская мама Сю Подева, - сообщает Вадим. - Она очень поддерживала нас, когда мы учились в Бельгии. Вот это смешное бельгийское бюро - ее подарок. И вон то роскошное кожаное кресло прошлого века возле камина - тоже". Еще раз подходим к камину, и наш взор останавливается на журнальном столике. Нижней полкой ему служит архитектурный макет в прозрачном пластиковом коробе.
"Еще Алиса заметила, что хотя стол очень большой, вся троица теснится в уголке, на самом краю.
- Мест нет! Мест нет! - дружно закричали Заяц и Шляпа, как только увидели Алису.
- Места сколько хочешь! - возмутилась Алиса. И уселась в свободное кресло на другом конце стола".
Хозяева приглашают к столу. Французское вино, сыр. Да и сам стол преобразился: вся столешница - в этикетках французских вин, покрытых лаком. "Неужели вы все это выпили?" - удивляемся мы. "Да нет, это наши друзья из Франции два года для нас собирали. Самая старая этикетка здесь - 1923 года".
Постепенно разговор переходит в профессиональное русло. Стиль помещения хозяева-архитекторы характеризуют как low-tech - в противоположность широко распространенному high-tech. "Стиль "низкой технологии" сейчас невероятно популярен в Бельгии, мы просто адаптировали его к нашим условиям.
Вот, например, ржавые балки, поддерживающие проем между кухней и гостиной, или основание для лестницы, ведущей в мансарду", - говорит Вадим. Медленно поднимаясь по лестнице, успеваем заметить, что она сконструирована, как корабельный трап, с одним поручнем. "Корабельное" впечатление усиливается тем, что лестница находится на расстоянии от стен и разделяет гостиную на две неравные части. Треугольное отверстие в потолке - и вот мы уже наверху. Перед нами кабинет, архитектурное бюро и библиотека одновременно. Телефон, факс, ксерокс, компьютер, каталоги, книги, чертежи, кульманы, зарисовки, документы находятся в порядке, понятном только Ларисе. Вот здесь, на этом чердаке, и рождаются все идеи (впрочем, мы никогда и не сомневались, что все стоящее должно происходить именно на чердаке). А тем временем взгляд как-то непроизвольно останавливается на полу...
"Не сказать чтобы Алиса так уж сильно этому удивилась - она уже привыкла ко всяким чудесам, - но все-таки она долго не могла отвести глаз от..."
"Что это?" Вадим улыбается: "Это карта Киева в масштабе, один знакомый художник нарисовал. Вот Днепр, вот улица, по которой вы пришли. А вот и наш дом. Кстати, зелеными квадратиками отмечены места, в которых мы хотим сделать проекты. А вон там, в углу кабинета, у нас библиотека". "И конструкция из балок - это капитанский мостик, откуда Вадим руководит нашими действиями", - лукаво замечает Лариса.
Покидаем "Летящий корабль", спускаемся по трапу в гостиную. И вдруг понимаем, что Алисы-то рядом нет. Как же мы без нее выйдем из Зазеркалья? Но опасения быстро рассеиваются: нам на помощь спешит черный терьер. Он терпеливо ждал возле лестницы-трапа и теперь начал проситься на улицу. Выш