Высокий флер

Флористические композиции в интерьерах Павловского дворца - попытка воскресить ушедшее прошлое, восстановить его из аромата цветов, из ауры, которую они создают

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Мария Кригер

Журнал: N11 (56) 2001

Павловск - одна из тех жемчужин, которые составляют драгоценное ожерелье - петербургские загородные резиденции. Уже после этих слов, являющихся традиционным началом любого путеводителя или обзорной экскурсии, становится нестерпимо скучно. Но это правда. В самом деле, Павловск - одно из самых совершенных творений дворцово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX веков. В Павловске на вечерах у вдовствующей императрицы Марии Федоровны считали за честь бывать Карамзин, Крылов и Глинка. Павловску посвящали свои стихи Жуковский и Ахматова. Слава этого дворца не объемлется несколькими скупыми строками. Однако среди царственной роскоши, богатейшего убранства залов дворца случайного посетителя не покидает ощущение какой-то заброшенности и запустения: кажется, что здесь всегда неуютно и одиноко. Сейчас трудно вообразить, что некогда здесь пульсировала жизнь, с ее царственной обыденностью и праздным ходом времени.

Дом, оставленный хозяевами, уже никогда не станет прежним, и все, что нам остается, - это сочинить маленькую сказку-фантазию о далеких временах его молодости. Шорох тяжелых парчовых платьев, веселый детский смех, осколки фарфоровой чашки, нечаянно выскользнувшей из проворных рук, и тонкий, слегка дурманящий запах цветов - во всех комнатах.

В Павловске был разбит великолепный парк с розовым садом, и покои Марии Федоровны с мая по октябрь украшались свежесрезанными цветами. Флористическое "мероприятие" в Павловском дворце, организованное московскими и питерскими флористами (под руководством известного швейцарского мастера Питера Хесса), - своего рода дань памяти о пристрастии русской императрицы к цветам.
Отличительная черта всех работ - необычайная деликатность и утонченность исполнения: цветы разместили только там, где им и полагалось находиться два столетия назад.

Они заняли свои места, согласно строгому придворному этикету; каждое цветовое и композиционное сочетание тщательно продумано и выверено, дабы не выходить за строгие рамки стиля, продиктованного интерьерами дворца. Композиции вторят растительным орнаментам на потолке, стенах, тяжелых портьерах и коврах - это, пожалуй, самый популярный мотив декоративной отделки покоев императрицы. Цветы, со свойственной им способностью к мимикрии, меняют настроение в соответствии с "тональностью" интерьера: в парадной Белой столовой они выглядят очень торжественно и даже пафосно, а в спальне эти же, казалось бы, хрупкие создания - по-домашнему мило и уютно.

Набоков как-то заметил, что "память воскрешает все, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним". Тему композиций, созданных флористами, можно обозначить именно как попытку воскресить давно ушедшее прошлое - хотя бы на несколько дней восстановить его из сладковатого аромата цветов, из той неповторимой ауры, которую они создают.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

Интерьер custom-made: как работают русские мебельные мануфактуры

Актуальное направление в оформлении интерьеров — дизайн по индивидуальной мерке. Разбираем этот феномен вместе с экспертами фабрики «Интерио Гранд», российского лидера в сегменте эксклюзивных интерьеров.

#Вещи

Из первых уст: на что обращают внимание дизайнеры интерьеров в гостях

Хотите производить приятное впечатление с порога — прислушайтесь к этим мнениям профессионалов.

#Люди

Полностью белый интерьер для семьи с детьми

Белоснежный интерьер, в котором белое всё: стены, потолок, мебель, пол и даже посуда — новая работа архитектора Веры Герасимовой.

#Интерьер #Квартиры #Американская классика #Москва

9 удивительных торшеров, которые станут арт-объектами в интерьере

Торшер всегда воспринимался как светильник с претензией на что-то большее. А дизайнеры никогда не обходили этот предмет стороной.

#Вещи