Высокий флер

Флористические композиции в интерьерах Павловского дворца - попытка воскресить ушедшее прошлое, восстановить его из аромата цветов, из ауры, которую они создают

Дата публикации: 01.05.2001

Фото: Георгий Шабловский

Текст: Мария Кригер

Журнал: N11 (56) 2001

Павловск - одна из тех жемчужин, которые составляют драгоценное ожерелье - петербургские загородные резиденции. Уже после этих слов, являющихся традиционным началом любого путеводителя или обзорной экскурсии, становится нестерпимо скучно. Но это правда. В самом деле, Павловск - одно из самых совершенных творений дворцово-парковой архитектуры конца XVIII - начала XIX веков. В Павловске на вечерах у вдовствующей императрицы Марии Федоровны считали за честь бывать Карамзин, Крылов и Глинка. Павловску посвящали свои стихи Жуковский и Ахматова. Слава этого дворца не объемлется несколькими скупыми строками. Однако среди царственной роскоши, богатейшего убранства залов дворца случайного посетителя не покидает ощущение какой-то заброшенности и запустения: кажется, что здесь всегда неуютно и одиноко. Сейчас трудно вообразить, что некогда здесь пульсировала жизнь, с ее царственной обыденностью и праздным ходом времени.

Дом, оставленный хозяевами, уже никогда не станет прежним, и все, что нам остается, - это сочинить маленькую сказку-фантазию о далеких временах его молодости. Шорох тяжелых парчовых платьев, веселый детский смех, осколки фарфоровой чашки, нечаянно выскользнувшей из проворных рук, и тонкий, слегка дурманящий запах цветов - во всех комнатах.

В Павловске был разбит великолепный парк с розовым садом, и покои Марии Федоровны с мая по октябрь украшались свежесрезанными цветами. Флористическое "мероприятие" в Павловском дворце, организованное московскими и питерскими флористами (под руководством известного швейцарского мастера Питера Хесса), - своего рода дань памяти о пристрастии русской императрицы к цветам.
Отличительная черта всех работ - необычайная деликатность и утонченность исполнения: цветы разместили только там, где им и полагалось находиться два столетия назад.

Они заняли свои места, согласно строгому придворному этикету; каждое цветовое и композиционное сочетание тщательно продумано и выверено, дабы не выходить за строгие рамки стиля, продиктованного интерьерами дворца. Композиции вторят растительным орнаментам на потолке, стенах, тяжелых портьерах и коврах - это, пожалуй, самый популярный мотив декоративной отделки покоев императрицы. Цветы, со свойственной им способностью к мимикрии, меняют настроение в соответствии с "тональностью" интерьера: в парадной Белой столовой они выглядят очень торжественно и даже пафосно, а в спальне эти же, казалось бы, хрупкие создания - по-домашнему мило и уютно.

Набоков как-то заметил, что "память воскрешает все, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним". Тему композиций, созданных флористами, можно обозначить именно как попытку воскресить давно ушедшее прошлое - хотя бы на несколько дней восстановить его из сладковатого аромата цветов, из той неповторимой ауры, которую они создают.
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Эти статьи могут вам понравиться:

АрхиЁлка-2024: обновили программу! Еще больше возможностей прекрасно провести вечер

С 1 ноября цена изменится. Не упустите возможность приобрести билеты по выгодной цене.

#Новости

АрхиЁлка состоялась

В начале декабря после перерыва журнал SALON-interior вновь провёл свою легендарную АрхиЁлку.

#Новости

Мебель с историей: Zanotta, Asko, Lema, Cappellini, Flou

Предлагаем погрузиться в истории пяти международных брендов, которые играют ключевую роль в развитии современной индустрии. Их предметы и новаторское видение без преувеличения изменили мир дизайна и до сих пор продолжают формировать дизайн-среду.

#Новости

Ошибки в оформлении гостиной: 5 мнений дизайнеров

Скучная цветовая палитра, расстановка мебели вдоль стен, минимум сценариев освещения и другие частые ошибки в дизайне гостиной.

#Интерьер #Гостиные