Взять реванш
Немногим российским дизайнерам удаётся получить признание международного сообщества. Дизайнер из Екатеринбурга Екатерина Елизарова одна из них. Лауреат множества престижных конкурсов в сфере предметного дизайна, Екатерина представила на iSaloni 2016 коллекции, спроектированные ею для нескольких именитых фабрик
в галерею
Для CAPITAL COLLECTION Вы создали целую коллекцию мебели для спальни. Расскажите, как развивалось Ваше сотрудничество с брендом? —Фабрика сама вышла на меня с предложением встретиться, пообщаться. Представители московского офиса позвонили мне и пригласили на производство, для того чтобы познакомиться поближе, рассказать о специфике бренда, его философии. В какой-то момент мы с руководством компании поняли, что смотрим в одном направлении, говорим на одном языке. Определяющей стала встреча осенью 2015 года, когда фабрика заказала мне разработать дизайн её новой коллекции для спальни с полным предметным рядом—от кроватей до зеркал. То, что получилось, очень понравилось, поэтому меня пригласили разработать ещё и дизайн стенда CAPITAL COLLECTION на iSaloni 2016. Для меня это была огромная честь.
SALON: Расскажите поподробнее о самой коллекции: на какого потребителя она ориентирована, чем Вы вдохновлялись при её создании, в каких интерьерах она будет лучше всего смотреться?
—Толчком для развития творческой мысли может быть всё что угодно—путешествия, природа, архитектура… Образы на самом деле приходят сами, и идея новой коллекции для CAPITAL COLLECTION тоже возникла в голове на каком-то интуитивном уровне. Тема Orion—космос. Вообще в этом сезоне я сделала несколько коллекций и для других фабрик, и все они объединены общей темой. Например, светильники Andromeda из чёрного мрамора, латуни и стекла, которые я сделала для фабрики MATLIGHT. Так совпало, что в этом году 55 лет со дня полёта Юрия Гагарина в космос и 55-летний юбилей iSaloni. Более того, обе даты выпали на один и тот же день: и юбилейная выставка, и запуск ракеты с первым человеком состоялись 12 апреля. В итоге всё получилось символично, словно старт ракеты в космос. Сама коллекция выполнена в очень нюансных оттенках. Я использовала нубук дымчатого оттенка и благородную матовую отделку металла во вставках, которые, соединяясь друг с другом, образуют некое созвездие. При создании предметов я всегда думаю о конечном пользователе, в каких интерьерах мебель будет смотреться органично, и, конечно же, учитываю специфику самой фабрики, её философию, аудиторию, для которой она создаёт свои коллекции, на каких рынках фабрика представляет свою продукцию. Я хотела, чтобы дизайн Orion был универсальным, а предметы были уместными и в классических интерьерах, и в современных. Такая облегчённая классика, которая будет лаконично смотреться в любом окружении, в любом пространстве. Важно было создать очень мягкий, обволакивающий эффект, и хотелось, чтобы коллекция пришлась по душе и мужчинам, и женщинам. Всё-таки речь идёт о спальне. Грани, металлические вставки—это что-то мужское. Выбранные оттенки, объём, форма—больше импонирует женскому восприятию.
S: Был ли отклик на коллекцию во время презентации на выставке в Милане?
—Отклик был, и очень хороший. Фабрика получила большое количество запросов на эту коллекцию.
S: У Вас собственное бюро, Вы проектируете интерьеры и довольно успешны в этой сфере. А как Вы пришли к предметному дизайну?
—Действительно, я по образованию интерьерный дизайнер. Училась в России и в Англии. В каждом объекте я всегда проектирую что-то индивидуальное, нестандартное: двери, лестницы, предметы интерьера и др. Изготовление заказываю в Италии. И в какой-то момент авторских наработок оказалось так много, что стало понятно: нужно развивать собственный бренд—EKATERINA ELIZAROVA. Теперь мои авторские коллекции можно увидеть на престижных международных площадках: в Милане, Лондоне, Париже, Пекине, Сингапуре и т.д. Постепенно пришло признание, и международные фабрики стали приглашать меня к сотрудничеству.
S: А что, за границей дефицит дизайнеров? Почему такой интерес к российским специалистам? Как Вы можете объяснить эту тенденцию?
—На самом деле конкуренция очень большая. Дизайнеров в Италии на один квадратный метр человек десять. Почему интересны российские дизайнеры? Потому что это terra incognita. На Западе хорошо понимают, что представляет собой французский стиль, итальянский, что такое японский, скандинавский дизайн. От российского же дизайнера непонятно, чего ожидать. Поэтому, с одной стороны, фабрикам приглашать российских дизайнеров страшновато и рискованно, с другой—очень интересно. И те фабрики, которые обладают определённой смелостью, безусловно, идут на подобный творческий эксперимент. Более того, мы показываем весьма достойный результат.
S: Развиваете ли Вы сейчас свой бренд или сосредоточились в основном на работе с фабриками?
—Для меня очень важно воплощение своих идей. Я не бросаю начатое на полпути. Наверное, дело в моём характере. Если я что-то проектирую, то стараюсь, чтобы это было реализовано. И, конечно, я продолжаю развивать свои авторские коллекции. Это моя свобода, я могу творить без оглядки на философию какого-то определённого бренда. Фабричный дизайн—это коммерческий дизайн. Для своего бренда я могу создавать ультрадизайнерские, смелые коллекции. В 2014 году один из французских аукционных домов заключил со мной контракт на создание нескольких лимитированных серий, которые продаются на аукционе и уходят в частные коллекции. Также лимитированные серии от EKATERINA ELIZAROVA представлены в одной из лучших галерей Нью–Йорка.
S: Таким образом, участие в выставках—это синоним успеха, возможность выхода на международную арену?
—Не совсем. Чтобы был результат, нужно работать постоянно, а чтобы быть представленным на крупных международных площадках, нужно создавать очень качественный инновационный продукт. Все знаковые выставки очень тщательно отбирают участников.
S: Есть российские дизайнеры, которые сделали имя на Западе. Но их мало, наши достижения в основном—это мода. И то больше эксплуатируют тему фольклора, русских ремёсел, сказок, русского авангарда. Это вторично, хочется прорыва, хочется сломать стереотип о российском дизайне…
—Согласна, давно пора. Мне кажется, что все школы дизайна и направления, которые сейчас популярны и востребованы, рано или поздно пойдут на спад, и что-то должно прийти им на смену. Возможно, это как раз будет российский дизайн.
S: То есть Вы считаете, что в дизайне важна личность во всех своих проявлениях?
—Несомненно. Фабрики задают рамки, некое русло, в котором ты должен двигаться. Но дизайн создаёт человек, и создаёт его, пропуская через собственное понимание прекрасного. Человек собирает, аккумулирует информацию о бренде, о философии фабрики, но каждый раз пропускает её через себя. Поэтому все тренды задают персонажи, дизайнеры. Это всегда личности, которые стоят за имиджем той или иной коллекции. Чтобы добиться нужного авторитета, а это сложный и длительный процесс, ты должен постоянно подтверждать свою репутацию высококлассного дизайнера, выпускать новые коллекции, интереснее предыдущих. Поэтому я работаю над тем, чтобы дизайн от Екатерины Елизаровой стал таким брендом. Доказываю, что в России тоже есть таланты, и, может быть, даже лучше, чем на Западе. У нас огромный потенциал. Ниша предметного дизайна совершенно не занята. И это очень ответственный процесс: нам ещё предстоит создать лицо российского предметного дизайна!
Полный текст читайте в бумажной или