Япония по-английски
Дом в Лондоне
в галерею
Консервативный фасад в георгианском стиле, черепичная крыша - настоящая старая добрая Англия. Интерьер - легкие раздвижные двери-ширмы, диваны, похожие на татами с футонами, и внутренний дворик, как для дзен-буддистского созерцания, принятого у японцев. Это вовсе не насмешка архитектора Ника Хельма и дизайнера Марии Спик над пресловутым английским стилем, английским снобизмом и английскими "прямыми спинами". Это - образ жизни хозяев, отразившийся на их лондонском доме в память о годах, проведенных в Японии. При минимуме японских аксессуаров дизайнеру удалось воссоздать в интерьере колорит Страны восходящего солнца. Возможно, именно ограничив круг выразительных средств, как-то: природная тематика в национальном стиле для обивки и драпировок, скупая, но при этом необычная цветовая гамма и особая фактура материалов.
Интерьер японской части дома покажется еще более необычным, если внимательнее приглядеться к его подчеркнуто аскетичной обстановке. Дело в том, что Мария является одним из основателей лондонской дизайнерской компании RETROVIOUS, которая занимается оформлением интерьеров, давая вторую жизнь старому дереву и камню, официально отслужившим свой срок. Это даже не винтаж, а своеобразная утилизация различных материалов, буквально пропитанных временем. Интересная тенденция для культуры постиндустриального общества. И при том весьма созвучная японскому отношению к материальному миру. Большие квадраты черного сланца, которыми выложены пол столовой и внутренний дворик, в своей предыдущей жизни обитали в Вестминстере в Министерстве окружающей среды. Тиковое дерево с балкона лондонского Госпиталя королевы Шарлотты заново родилось в виде кухонного стола. Старые широкие дубовые доски, которыми выстлан пол гостиной, тоже "спасены" компанией RETROVIOUS. К этому "историческому" оформлению Мария добавила современную мебель, соответствующую японскому характеру помещений: в гостиной это составленные из нескольких модулей светло-кремовые диваны от
Правда, полностью отказываться от собственных традиций не в чести у англичан. Поэтому часть помещений дома осталась георгианской: с классическими пропорциями и архитектурными элементами. Ведь она действительно принадлежит эпохе правления одного из четырех Георгов ганноверской династии. Точнее, это был отдельный дом, возведенный как минимум за два поколения до промышленного бума в Великобритании, до королевы Виктории, до знаменитого Хрустального дворца с его остекленными металлическими конструкциями. Другая часть - старые конюшни, перестроенные Ником Хельмом так, чтобы на их месте смогли разместиться кабинет, кухня и гостевая спальня этажом выше. И главное, сердце этого дома - маленькая Япония, возникшая в интерьере гостиной, соединенной со столовой в новой части дома. Контраст между георгианской и заново отстроенной частями дома настолько разителен, что обе они могли бы существовать как два объекта, совершенно самостоятельных по стилю.
Но дизайнер Мария Спик добивалась именно этого ощущения: неожиданного сочетания двух культур, которое вызывает недоумение и провоцирует к сравнению Запада и Востока. Если бы проходящий мимо этого дома обычный лондонец был приглашен внутрь, он бы, скорее всего, был изумлен особой атмосферой, царящей в восточных интерьерах, его чувства были бы сродни тем, что пережил "первый англичанин в Японии". Конечно, в саду он не увидел бы занятого работой сгорбленного старика, а хозяйка не угостила бы обескураженного гостя чашкой риса, но зато он бы понял, что попал в мир, живущий по другим законам.