Заха Хадид
Интервью со знаменитым архитектором
в галерею
С
SALON: Несколько лет назад Вы говорили, что Ваша архитектура становится всё более органической. А сейчас как?
— Этот процесс продолжается. Если мои ранние работы были созданы под влиянием творчества Малевича (дипломная работа
S: Как это проявляется в архитектуре и интерьере галереи Roca?
— Это перетекающее прострaнство площадью примерно 1000 квадратных метров посвящено воде, её разнообразным формам и проявлениям. Во-первых, это образ реки, которая течёт довольно причудливо, криволинейно, непредсказуемо, которая где-то подмыла почву и образовала гроты. Во-вторых, это образ облаков, пара (эту тему обозначают светильники), это капли воды (их макроизображение транслируется на плазменных панелях). В пространстве, организованном подобно руслу реки, есть движение, есть энергия. По моей мысли, эти формы возникли в результате взаимодействия стихий воды и земли. Здесь создана иллюзия, что это взаимодействие продолжается, то есть одновременно есть и результат, и процесс.
S: Какие материалы здесь использованы?
— Это армированный бетон, в том числе особый белый бетон и пластик. Стол, за которым мы с вами сейчас беседуем, сделан из Кориана®.
S: Какие Ваши объекты Вы могли бы выделить среди последних по времени?
— Я бы выделила Центр водных видов спорта в Лондоне и Музей транспорта в Глазго. В архитектуре Центра водных видов спорта тоже разрабатывается тема воды, но по-иному: там большие пространства, иной масштаб, много света. Здание музея связано с окружающей средой, оно как бы вырастает из воды, если смотреть со стороны причала.
S: То есть Вы используете приёмы ландшафтной архитектуры?
— Да, действительно. Ландшафтная архитектура — это посредник между природой и архитектурой, у неё можно взять идеи ассимиляции, подобия, развития и так далее. Взять, к примеру, эти гроты: приём возник как производная от аналогичного приёма ландшафтной архитектуры.
S: Какие ещё природные стихии Вы могли бы воплотить в архитектуре?
— Все без исключения, и огонь в том числе.