Законы гостеприимства
Особенности оформления гостиной
в галерею
Первейший способ создать ощущение дворца - оформить гостиную в дворцовом стиле. Что это такое, собственно? С точки зрения истории архитектуры и искусствоведения термин этот спорный и неоднозначный. Но на элементарном ассоциативном уровне даже самому просвещённому искусствоведу наверняка представляется обобщённый образ дворца, некий его архетип. Все видели дворцы, хотя бы на фотографиях, и в принципе это просто очень большой и очень красивый дом в классическом, то есть подчёркнуто несовременном стиле. А значит, главные признаки дворцовой гостиной - устремлённость ввысь (да и вширь), а также стилизация под архитектуру прошлого. В России, кстати, произвольно интерпретируемую классику любят всё больше, и в дизайне новых московских-питерских гостиных эта тенденция отчётливо преобладает.
Сегодняшняя дворцовая стилистика подразумевает пристальное внимание к почти музейному декору, но тщательно выдержанному, без неактуальных излишеств. В принципе современный casual-интерьер гостиной и есть этакая классика extra-lights, то есть просто в меру красивое, просторное и традиционно выстроенное помещение, не перегруженное концептуальностью и дизайнерским самовыражением. Но вызвать ощущение дворца при всей широте и условности этого понятия может и гостиная в фабричном стиле. Современные лофты своими масштабами и щедрым использованием площади вполне дворцовы по своей эффектности. То есть дело вообще не в стиле, а в правильной игре с пропорциями и линиями.
Архитектура главнее дизайна, а гармоничность пространства ценнее декора - таков бархатный диктат тенденций, и
Много пространства, места для сидения и полулежания, столы и столики и какие-либо инструменты развлечений - от телевизора до аквариума. Для создания самого важного - атмосферы - значимы даже не столько функциональные предметы, сколько остроумные детали. В минималистских гостиных это особенно заметно. Не выделяющаяся из целостной картины мебель, общая монохромность и тут же притягивающая к себе всё внимание штука! Это может быть футуристическая лампа или неочевидного назначения странный аксессуар - и интерьер приобретает иную, необыденную тональность и оригинальность.
Кажется, что образ уютного гнёздышка противостоит помпезному образу дворца. Но только не в наши дни, когда все критерии переиначиваются и перемешиваются. Работы современных архитекторов могут быть и уютны, и представительны одновременно, и большую роль здесь играет гармоничное зонирование. Актуальны открытое пространство, объединение гостиной со столовой, гостиные-террасы и "ветвящиеся" гостиные: с нишами, коридорчиками и т.д. Чёткие категории существуют для того, чтобы сначала от них отказываться, а потом к ним же возвращаться. И нынешняя многозначность наших представлений об идеальной гостиной - хороший тому пример.
"АРХЕОЛОГИЯ" ГОСТИНОЙ. Экскурс 1
Парадные горницы были в домах русской знати ещё в допетровское время. Стены в них белили, расписывали райскими цветами, а иногда затягивали полотном или сукном. Покои были украшены изразцовыми печами и цветными окончинами. В начале XVIII века вельможи обставляли залу привозной мебелью, расписывали стены под мрамор и украшали шпалерами с видами "человеческих и звериных персон", а полы застилали коврами. Роскошь комнаты призвана была показать богатство дома и просвещённость его хозяев. Пользоваться гостиной в будни было не принято: она служила для увеселения и приёмов. Полтора века спустя гостиная из места демонстрации положения в обществе превратилась в некое общее пространство, где было место для того, чтобы принимать визиты, заниматься рукоделием, играть в вист или музицировать.
Художники Михаил и Алёна Аникст
об эклектичных гостиных
"Современная гостиная должна состоять из виртуозного смешения стилей, предметов мебели разных эпох. Она должна быть открытая и эклектичная, сделанная не по какому-то одному стилистическому канону. Это должен быть личный интерьер, ни на что другое не похожий. У нас, как ни странно, в силу опреде-лённых причин получился более сдержанный, консервативный проект: главный акцент мы сделали на мебели."
"АРХЕОЛОГИЯ" ГОСТИНОЙ. Экскурс 2
До начала XIX века все гостиные были однотипными, разве что императорские отличались роскошным убранством. Дворцовые гостиные именовались "мраморными", "бархатными", "малахитовыми" в зависимости от оформления стен. Везде по периметру чинно стояли диваны и стулья. В богатых домах анфилада связывала несколько гостиных, отличавшихся размерами и декором. Для дворян среднего достатка жизнь "напоказ" требовала самоограничения, но гостиная была обставлена по всем правилам хорошего тона.
Архитектор Кристина Сметанина
о главных параметрах гостиной
"Моё главное правило в отношении гостиных - индивидуальный подход. Я считаю, что единого образа гостиной не может быть: её функцию определяет потребитель. А вообще, гостиная - это пространство, которое должно быть прежде всего большим, чтобы была возможность комфортного общения."
Архитектор
об идеальной гостиной
"Для меня идеальная гостиная - это огромное, чистое, светлое пространство, не перегруженное мебелью. Она представляется мне со стильной мебелью правильных геометрических форм, максимумом естественного света и с нейтральным цветовым решением. Идеальная гостиная может получиться, когда есть две составляющие: понимающий заказчик и бюджет."
"АРХЕОЛОГИЯ" ГОСТИНОЙ. Экскурс 3
С конца XVIII века всеобщим стилем для гостиных стал классицизм. К стилю "а-ля грек", выражающему величие и благородство, обращались и столетие спустя. После заграничных походов русских в 1812 году и до середины столетия в комнатах прочно обосновался стиль бидермайер. Это слово, придуманное немецким поэтом Л. Эйхродтом, высмеивавшим обывательские вкусы, вскоре стало обозначать переполненные вещами комнаты с множеством укромных уголков.
Архитектор
о мобильных аксессуарах
"Для гостиной очень важно наличие разных зон. Например, каминная зона, в которой будет приятно общаться, кинозал. А вот столовая, я считаю, должна быть отдельной. При этом сама гостиная зада