Замкнутый круг
двухуровневый пентхаус (общая площадь 218 м2) Артур Вануни, Елена Левина Плавность, мягкость, округлость - характерные черты лаконичного интерьера квартиры, выполненного с использованием японских мотивов
в галерею
Поэтому попасть из лифта на лестницу можно только через частные покои. Еще одна особенность интерьера - наружная обходная галерея, опоясывающая нижний этаж этого двухъярусного пентхауса. Плюс ко всему - огромное панорамное окно. Именно оно в свое время сыграло решающую роль при выборе квартиры.
Ознакомившись с объектами, выполненными в студии Артура Вануни, заказчики сразу поняли, что нашли своих единомышленников, и безоговорочно приняли стиль работы архитекторов. Так, стопроцентный жесткий минимализм был решительно отвергнут. Требовалась плавность, мягкость, округлость.
Поэтому главной особенностью планировки первого этажа стало... движение по кругу в буквальном смысле. Лестница винтообразно огибает лифтовую шахту. Эта та данность, которая должна была стать серьезной помехой. Для наших героев она явилась мощным творческим стимулом и стала "искомым". Функциональные зоны распределены вокруг пресловутой шахты, которую огибает лестница, частично скрытая за полупрозрачными перегородками-экранами. Остроумное решение - построить на обходной галерее застекленные пятигранные эркеры и вынести туда кухню, зимний сад, санузел и "малую гостиную" - позволило увеличить полезную площадь.
Но все-таки основным мотивом в создании образа стали даже не архитектурные, но в большей степени дизайнерские решения.
Стены выкрашены так, что возникает убедительное ощущение "древних наслоений": многослойная покраска в серо-охристых тонах, когда более "ранние" слои будто специально проступают сквозь более "поздние". Тема времени читается и в легкомысленном ограждении, которое приветствует посетителя на втором этаже. Решетки выполнены, как и экраны радиаторов, из состаренной меди. Сама же лестница, которая в любом интерьере является важным стилеобразующим элементом, напротив, современна - и в инженерном, и в стилистическом отношении.
Кроме того, полная неожиданность в этом доме - японские мотивы. Раздвижные перегородки, фактурная проработка белых стен и колонн каминной зоны, авторские ковры, похожие на циновки, гладкие полотнища штор - это настойчиво говорит о присутствии Востока. Миниатюрный сад камней, заключенный под стекло журнального столика, подтверждает правоту.
Если первый этаж имеет ярко выраженную стилистику, определяющую образ всего объекта, то второй, в котором находятся частные покои, поддерживает ее, и здесь, по мнению автора, как и в интерьере в целом, "элементы эклектики выглядят вполне оправданно".
Круг, как известно, способен вобрать бесконечное количество углов. И исходные условия, и концепция, и система доказательств, и вывод соединились в один образ. Это идеальная геометрическая фигура. Круг замкнулся. В положительном смысле.
"Шахта лифта в центре квартиры - явление редкое, скажем прямо. Идея "закрутить" пространство, как вихрь, вокруг центральной оси показалась наиболее подходящей. Устоять против искушения совместить два времени - прошлое и настоящее - не удалось. Мы попытались отразить это, используя современные, но специально состаренные материалы так, чтобы "старые" слои как бы проступали сквозь "новые".