Живее всех живых
Перейти
в галерею
в галерею
В общем, жила-была деловая женщина, молодая и современная. Некоторое время назад она стала владелицей одной из квартир в бывшем доходном доме, находящемся в старом центре Москвы. Год постройки здания - 1904, стиль - модерн. Позднее - коммуналка (семь комнат, темный коридор и "всего одна уборная"). От прежней роскоши остался разве что изразцовый камин, которым по назначению не пользовались.
Новая хозяйка понимала, что интерьер ей нужен необычный, но какой именно - не знала. А для того, чтобы подыскать профессионального архитектора, времени не было. А то ведь попадешь на такого, который начнет навязывать свой вкус. А ей требовался другой - кто разгадает ее собственные не вполне осознанные предпочтения.
Короче говоря, квартира довольно долго была вроде как сиротой. Периодически ее сверхзанятая хозяйка находила строителей. Они усердно что-то рушили, а потом уходили, уступив место и растущую кучу мусора новым, похожим на них как близнецы.
Непонятно, чем бы вообще кончилась вся эта эпопея, если бы не чудо. Судьба послала хозяйке архитектора. Молодого, получившего диплом в городе Свердловске и в Москве на тот момент неизвестного. Забегая вперед, скажем, что едва интерьер, который вы видите, был завершен, у архитектора появились и заказы, и завидная репутация. А команда единомышленников "сколотилась" в процессе работы.
Да, так о стиле. Конечно, архитектор понимал, что дело происходит в здании модерна. Но понимал также, что жить в модерне надо по-особому. Он не то что обязывает, скорее накладывает на происходящее свой отпечаток - экспрессивности, совершенно определенной эмоциональности. Ведь декларировался же он в свое время как стиль новой жизни, и не самыми глупыми людьми декларировался. Это ли имеет в виду энергичная деловая женщина конца двадцатого века, говоря о своей квартире? Не поленившись на некоторое время преобразиться в психолога, архитектор в итоге пришел к выводу: да, это. И обрек себя на невероятно кропотливую работу на год.
- Можно было все сделать гораздо быстрее, - говорит Александр Бурыкин. - Но мы не столько работали, сколько искали - лепщиков, резчиков стекла. Пришлось обойти больше десяти мастерских, прежде чем нашли нужного человека - профессионала, способного мыслить творчески.
Эти качества требовались от всех членов постепенно складывающейся команды. Так руководитель инженерно-строительных работ Евгений Кузьменко, имеющий большой опыт квартирного строительства, совершал настоящие чудеса изобретательности, чтобы справиться с конструкциями и коммуникациями (например, кухня отнесена от единственного канализационного стояка на 10 - 11 метров, а это не ерунда). Евгений же "открыл" подходящий материал для паркета - лимонное дерево. Дело в том, что пол с самого начала планировался с замысловатым неправильным узором. И лишь лимонное дерево - положенное под разным углом, подсвеченное - дало эффект сияющего янтаря.
Александр Бурыкин делал сам все эскизы квартиры - от общих до мельчайших архитектурных элементов, - за исключением лепнины и мозаики.
Лепниной занимался Олег Лопухов и сотрудники его фирмы. Бывало, приходилось до бесконечности перерисовывать эскизы. Так было, например, с гостиной. Зато в спальне широкий лепной фриз сразу прошел "на ура". А с мозаикой вообще чуть не вышел большой конфуз. Фирме BISAZZA заказали компьютерный вариант мозаичных панно. Но когда панно были готовы, выяснилось, что они совершенно неприемлемы: все плавные закругленные линии оказались выпрямленными, нежные ирисы еле прочитывались. И тогда художницы за несколько недель вручную перебрали все мозаики.
Но отвлечемся немного от декора и поговорим об архитектурном решении квартиры. Из семикомнатной она фактически превратилась в трехкомнатную и имеет теперь обособленные спальню и кабинет (он же при необходимости играет роль пристанища для гостей), а также обширное открытое пространство, объединившее кухню, столовую и гостиную.
Переступив порог, оказываешься в небольшой лаконичной прихожей.
Но стоит сделать несколько шагов вперед - и вы внутри ротонды. Это не только впечатляющий архитектурный элемент, но и главная развязка интерьера: направо пойдешь - попадешь в кухонную и столовую зоны, прямо, за росчерком полуарки, открывается гостиная. Однако прежде чем двинуться в путь, полюбуемся самой ротондой. Ее пол выложен керамической плиткой теплых тонов, "небо" озарено скрытой подсветкой, над каждой колонной - светильники, составляющие гармоничный ансамбль с люстрой в столовой. Заметим, что светиль-ники и мебель в квартире в основном английские, и стилизация "под старину" выглядит на редкость правдоподобно.
Ступенечка вверх - и вот вам кухня. Интересно, что при всей своей функциональности она вполне скоординирована с ротондой и не теряется в тени ее великолепия. И, наоборот, несмотря на вознесенность на две ступеньки, нисколько не довлеет над столовой. Последняя даже выиграла в уюте и некоторой, что ли, укромности. От кухни ее отделяет барная стойка, а визуально - еще и топ с подсветкой, повторяющий форму столешницы.
А вот граница с гостиной обозначена той самой полуаркой, которую видно прямо от входной двери.
Итак, арка. Она проработана и обыграна чрезвычайно тщательно. Со стороны столовой "опорой" для нее служит декоративная колонна. "Блюдечко" на полу, у основания колонны - подсветка. Если вечером включить только этот светильник, рождается удивительное зрелище сияющей колонны в окружении ленивых вечерних линий. А если в придачу зажечь фонарики-окошки, встроенные в ступеньку кухни и способные оживить теплый янтарь паркета!.. Короче говоря, над освещением здесь думали много и результативно.
Противоположный конец арки упирается в некий лепной элемент, получивший в процессе работы имя "закладного камня". Под ним, со стороны ротонды, - еще светильник, "Девушка с жемчужиной", а по-другому - одна из характерных для модерна полимерных композиций.
Гостиная разделена на каминную и диванную зоны. Создание каминной по-требовало, конечно, больших трудов, но в итоге получилась цельная и изысканно-интимная композиция.
Перед темно-зеленым "родным" изразцовым камином (само собой, его пришлось и прочищать, и перебирать, и реставрировать) - углубление, выложенное плиткой. В этом углублении - кресла и столик красного дерева. Над камином высится зеркало плени-тельных модерновых форм, своего рода третье окно гостиной. Кстати, эскиз зеркала - чтобы оно и перекликалось с окнами, но не напрямую - никак не давался Александру. И последний штрих в рисунок внес все тот же Евгений Кузьменко.
А потом "всем миром" искали мастера, который сумел бы вырезать зеркало нужной конфигурации.
Окна тоже оформлены на совесть - с коваными, характерными для модерна решетками по верху штор и по стеклу. Других таких же на свете не существует - эскиз принадлежит архитектору.
Столовая и гостиная облицованы дубовыми панелями. Отдельно хочется сказать про обои в жилых помещениях. Это бесшовные обои на поролоновой основе. Ширина рулона соответствует требуемой высоте. Полотно закрепляется вертикально и "раскатывается" по всей поверхности, нужно только сделать прорези для окон и дверей. Но это все технология, а впечатление складывается такое, будто каждая комната обита своей дорогой тканью.
Сквозь витражную дубовую дверь, расположенную близ камина, проходим в спальню. Здесь, конечно, модерна как такового практически нет. Исключение составляют расписной плафон a la Альфонс Муха на потолке, лепной фриз, оформление штор и настольные светильники. В результате можно говорить о настроении модерна в комнате. Она не вывали